Главная » 2017 » Ноябрь » 1 » Будет ли море приоритетом для Украины ?
11:13
Будет ли море приоритетом для Украины ?

Да, при условии коренной реформы системы управления, а для Одессы море безусловный приоритет уже сейчас…

В конце прошлой недели в Одессе прошла Международная конференция «Деньги и порты», организованной издательством «Порты Украины» и Группой Всемирного банка в проекте Международной Финансовой Корпорации «Реформирование инвестиционного климата в Украине».

В Одессе с каждым годом проводится все больше различных конференций и саммитов морской тематики как национального, так и регионального значения. Возможно, некоторые одесские морские «ивенты» имеют при благоприятном развитии и глобальную перспективу. Бизнесмены, чиновники и функционеры из разных стран и международных организаций охотно съезжаются в «Жемчужину у моря», которая сумела за несколько лет потеснить другие традиционные черноморские центры конференций, такие как Стамбул, Варна, Констанца, Сочи, Новороссийск, Батуми, не говоря уже о вышедшем из игры Крыме.

Впервые проведенная конференция «Деньги и порты» развивает новую нишу – кто и сколько зарабатывает, можно ли зарабатывать больше и что этому мешает. Вопреки скепсису высокопоставленных должностных лиц из Министерства инфраструктуры Украины и других центральных органов, дискуссия оказалась острой и информативной.

Спикеры, среди которых было немало авторитетных специалистов отрасли, представлявших весь спектр деятельности от отраслевой науки до вопросов оперирования частными портовыми терминалами, агентирования, обеспечения морской безопасности и административного управления поднимали многие широко известные и наболевшие вопросы: о необходимости скорейшего создания морской администрации страны, об изменении размера отчислений доходов АМПУ в бюджет, о завышенном уровне портовых сборов, о продолжающих иметь место попытках коррупционного давления на стивидоров и агентов со стороны ряда государственных структур, о необходимости полностью изменить систему набора кадров в службу портового контроля, хроническом отсутствии специалистов с морским опытом в органах центрального управления отраслью и т.д..

Отмечалось, что после первых положительных шагов по дерегуляции морской сферы, сделанных в 2014 – 2015 г. во многих вопросах наступила затянувшаяся пауза… Как отмечали многие спикеры - в сфере государственного управления государственными предприятиями продолжаются злоупотребления в области распоряжение доверенным государственным имуществом и заработанными финансовыми средствами, в сфере закупок, при выполнении ремонтных работ, согласовании новых проектов, надзорной деятельности, а также в решении кадровых вопросов. Хотя на конференции положительно оценивали деятельность И.о. председателя ГП «АМПУ» Райвиса Вецкаганса, в адрес ряда других высокопоставленных чиновников МИУ и АМПУ звучали критические замечания. В целом, по общему мнению, сфера государственного управления отраслью является главным тормозом ее развития и требует немедленного кардинального реформирования.

Большой интерес вызывал доклад главного организатора конференции Константина Ильницкого в котором впервые была сделана оценка общего объема доходов рынка портовых и сопутствующих услуг Украины. По оценочным данным К. Ильницкого в 2016 г. он составил примерно 1.7 млрд. дол. США или 1.8 % от ВВП страны.

В последующем выступлении президент СК « Укрферри» Александра Курлянда дополнил этот анализ данными по другим направлениям морского бизнеса : вместе с доходами украинских моряков, работающих на судах мирового флота ( оценочно до 2 млрд. дол. в год ), доходами украинских судовладельцев, операторов, шипменеджеров и фрахтовых брокеров ( оценочно до 300 млн. дол. в год ), доходами судостроительной, судоремонтной, рыболовной отраслей, сферой морского образования и НИОКР ( все вместе оценочно еще до 100 млн. дол. США в год ) суммарные доходы морской сферы Украины составляли в 2016 г. примерно 4.1 млрд. дол. США.

Это примерно составляло 4.25 % от ВВП Украины, что позволяет рассматривать морехозяйственный комплекс страны в числе крупнейших отраслей экономики вместе с агробизнесом, строительством, горно-металлургическим комплексом, торговлей и сферой информационных технологий. Как отметил Александр Курлянд, это далеко не предел возможностей морской отрасли : « Есть хороший потенциал роста. Но, скажу словами понравившегося мне высказывания : «главное препятствие развития морской отрасли, как и всей страны это «высокомотивированные, низкоквалифицированные люди»!

Многие участники конференции отмечали, что в Киеве, к сожалению, продолжают недооценивать роль морской отрасли, в то же время ее значение особенно велико для Одесской области. По оценкам экспертов не менее 60 % от вышеуказанной суммы доходов зарабатываются и остаются именно здесь. Поэтому для Одессы - морская отрасль явный и безусловный приоритет, а от успешного ее функционирования и развития зависит благополучие сотен тысяч одесситов, стабильность социально-политической ситуации в причерноморском регионе, стратегически важном для будущего страны. То, что важно для области, не может быть второстепенным для Украины в целом. Жаль, что украинские чиновники этот очевидный вывод не могут сделать уже на протяжении четверти века …

Автор: Александр Федоров, пресс-секретарь Ассоциации судовладельцев Украины

Категория: СУДОХОДСТВО | Просмотров: 19 | Добавил: admins_1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]