Главная » 2018 » Сентябрь » 19 » Констанца: полезный опыт одного из крупнейших европейских портов
10:27
Констанца: полезный опыт одного из крупнейших европейских портов

После присоединения к Европейской ассоциации морских портов весной этого года АМПУ получила дополнительную возможность для расширения сотрудничества и обмена опытом с коллегами из других стран. В рамках такого сотрудничества украинская делегация посетила порт Констанца в Румынии. Это один из крупнейших портов на Черном море и в Европе, который может перерабатывать до 100 млн тонн в год.

По результатам этого визита стороны договорились о тесном сотрудничестве по развитию портов, их кадрового потенциала, обеспечению безопасности и другим направлениям. Соответствующий Меморандум планируется подписать в ближайшее время.

На некоторых особенностях работы порта Констанца, учитывая возможности их применения в Украине, хотелось бы остановиться более подробно.

Структура и форма собственности

Для Европы распространена практика, когда за один порт «отвечает» своя администрация. В Румынии похожая ситуация. В морском порту Констанца, а также портах Мидия, Мангалия и яхтенной марине Tomis управляющим органом, а именно, портовой администрацией является национальная компания Maritime Ports Adminastration SA Constantza.

Интересно, что Администрация имеет свои представительства в других европейских городах — Вене, Будапеште и Белграде для продвижения услуг и привлечения грузопотока и инвестиций. Администрация имеет статус акционерного общества, 80% акций которого принадлежит государству, а 20% — частному инвестиционному фонду. В собственности Администрации находится акватория и инфраструктура (железнодорожные и автомобильные дороги, сети и т. д.). Земля в порту принадлежит государству и может передаваться Администрации в пользование на условиях концессии. В свою очередь Администрация вправе передавать земельные участки для строительства терминалов в суб-концессию или аренду при условии привлечения новых грузопотоков. Такой подход, по словам представителей Администрации порта Констанца, дает возможность прописать более специфические и детализированные требования к инвестору. Это, с одной стороны, позволяет предусмотреть еще на этапе согласования условия будущего сотрудничества, учесть стратегические задачи развития порта, специфические условия, связанные с имеющейся экономической ситуацией и, как следствие, подписать максимально выгодное относительно развития порта и реалистичное по выполнению соглашение с инвестором. В договоре стороны также прописывают причалы, которые будут использоваться при загрузке или разгрузке судна и другие детали. Это позволяет заранее планировать работу порта. Таким образом, мы можем сделать вывод, что Администрация порта Констанца использует классическую, широко распространенную в ведущих портах Европы модель управления — Landlord.

Портовые сборы, сервисы и инвестиции

Ставки портовых сборов определяет Администрация. Всего в порту Констанца действует три сбора: оплата за вход в порт, оплата за пользование акваторией (корабельный сбор) и причальный сбор.

Оплата за вход в порт рассчитывается исходя из тоннажа судна. Если речь идет о линии, то тариф уменьшается.

Корабельный и причальный сбор применяется из расчета максимальной длины судна и количества дней пребывания в порту в зависимости от тоннажа судна.

Следует отметить, что в порту Констанца не используется подход целевого использования портовых сборов. Освоение средств осуществляется в порядке приоритетности задач. Существует единственный фонд, в котором аккумулируются все портовые сборы. Средства из этого фонда могут быть использованы на любые нужды предприятия.

Подавляющее большинство средств, направляемых на капитальные инвестиции в Констанце,— почти три четверти от общего объема — поступают из государственного бюджета и Европейского фонда регионального развития. Они направляются в частности на осуществление дноуглубительных работ, развитие причального фонда, модернизацию системы безопасности

Буксирные и лоцманские услуги в порту сейчас предоставляются частными компаниями. С точки зрения Администрации порта, передача буксирных услуг частным компаниям была на 100% эффективным шагом. Однако предоставление частными компаниями лоцманских услуг в Констанце считают скорее ошибочным. В первую очередь, из-за недостаточного контроля за безопасностью мореплавания, а также упущенной прибыли. По словам руководства Администрации порта, после окончания действия договоров с частными лоцманскими копаниями, они планируют вернуть эти услуги и сделать их исключительно государственными.

Свободные экономические зоны

Порт Констанца является свободной экономической зоной с 2007 года в соответствии с национальным законодательством. Предприятия, работающие в порту, получили ряд преимуществ, таких как упрощение таможенных процедур, освобождение от уплаты НДС. Это дало толчок для развития бизнеса — в порту открыли свой бизнес около 590 фирм, включая судоходные компании, производственные и фасовочные предприятия, банки и т. д.

Морская безопасность, охрана и экология

Сегодня требования ключевых международных нормативных документов по морской безопасности имплементированы в национальное законодательство Румынии.

Назначенный орган (Designated Authority) в сфере исполнения требований по морской безопасности и охране судов, портов и портовых средств — Министерство транспорта Румынии, как и в Украине.

В сфере управления Министерства транспорта Румынии, также действует Морская администрация (Naval Authority). Контроль за безопасностью мореплавания в Румынии, как планируется и в Украине, осуществляет Морская администрация. В сфере морской безопасности и охраны она наделена функциями контроля только в отношении судов.

Министерство транспорта Румынии, как Назначенный орган — делегировало Администрации портов ряд полномочий в сфере морской безопасности, среди которых: координация мер по обеспечению требований по морской безопасности и охраны в портах и ​​на портовых средствах, установление уровня охраны в порту, проведение проверок портовых средств на предмет выполнения требований по морской безопасности, проведение оценки и разработка плана охраны порта, утверждение оценок и планов охраны портовых средств, а также выдача сертификатов соответствия портовых средств и др.

Операторы порта через признанные организации проводят ежегодные мониторинги безопасности с целью подтверждения действия сертификатов соответствия, выданных на портовые средства под их управлением.

Действует Комитет безопасности порта, в который входят представители всех субъектов морской безопасности, осуществляющих свою деятельность в порту.

Согласно Кодексу ОСПС все конвенционные судна, которые должны зайти в порт, предоставляют в администрацию порта не позднее 24 часов до прибытия, всю необходимую информацию, которая тщательно анализируется на соответствие требованиям законодательства с помощью специальной программы оценки.

Капитан порта (Harbour Master) — наделен полномочиями не позволять постановку судна к причалу портового средства, не соответствующего требованиям по морской безопасности.

Охрана в морском порту Констанца осуществляется на условиях аутсорсинга на компенсационной основе, расходы на которую включены в услуги стивидорам. Контроль и координация охраны лежит на Администрации порта. Территория в 2600 га контролируется 150 рабочими охранной компании на основе долгосрочного контракта. Затраты по договору с охранной компанией полностью покрываются Администрацией за счет стоимости пропусков в порт. Безопасности в порту Констанца уделяют значительное внимание. В частности, Администрация планирует инвестировать 12 млн евро в систему видеонаблюдения и контроля доступа. В настоящее время строится ультрасовременный периметр с системами мониторинга и регистрации, который будет обеспечивать высокоэффективный контроль доступа, повысит уровень безопасности в порту.

Экологический контроль Констанцы осуществляется Администрацией порта. На балансе предприятия есть специализированный флот для обеспечения этой функции. Государственная экологическая служба в порту не представлена, но имеет право осуществлять проверки (2 раза в месяц). Государственные экологи не имеют права подниматься на борт судна, делать пробы балластных вод или осуществлять другие виды контроля. Экологическая служба порта регулярно присылает отчеты об экологическом состоянии в порту в Государственную экологическую службу.

Сергей Гронский, заместитель Председателя АМПУ

Источник: http://uspa.gov.ua/

Категория: МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА | Просмотров: 347 | Добавил: admins_1 | Теги: #Констанца#порт#АМПУ#Гронский# | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]