Главная » Статьи » ОБЗОРЫ

ЛЬГОТЫ БОЛГАРСКИМ ПАРОМАМ В ПОРТУ ЧЕРНОМОРСК – ПРИНЦИПЫ «СВОБОДНОГО РЫНКА» ИЛИ «ИСКЛЮЧЕНИЯ ДЛЯ ИЗБРАННЫХ»?

Министерство инфраструктуры Украины наконец-то озаботилось вопросом наведения порядка в оплате портовых сборов на паромной переправе. Ведомство вынесло на рассмотрениеспециальной Комиссиивопрос о доначислении портовых сборов с болгарских паромов «Герои Одессы» и «Герои Севастополя», которые работают на паромной линии Черноморск – Поти. Судя по информации отраслевых СМИ, отдельных интернет-изданий, эта новостьзадела лоббистов интересов Болгарского пароходства. В ход пошла терминологияо «демарше бюрократов», «двойных стандартах» и «нарушениях принципов свободного рынка и даже устава Всемирной торговой организации». А еще предупреждения, что если сейчас Болгарскому пароходству придется доплатить, то в будущем это может негативно отразиться на новом судовладельце украинских паромов – «Укрзализныце». Обоснованы ли претензии к болгарскому судовладельцу и действительно ли вопрос с доначислением портовых сборов может негативно отразиться на развитии паромной инфраструктуры и участии Украины в «новом Шелковом пути»?

Напомню, еще год назад «Моряк Украины» обратил внимание на разницу в уплате портовых сборов в украинский бюджет из-за особого статуса болгарских паромов в порту Черноморск («Моряк Украины», № 33 от 24 августа 2016-го). Являясьпо классификационным документам «грузовыми» паромами, эти суда принимают к погрузке в порту Черноморск автотранспорт с водителями, обосновывая возможность их перевозки неким «Свидетельством об исключении», выданным собственной болгарскойморской администрацией. Согласно этомууникальному документу, водители на борту болгарского паромавместо классификации«пассажир» (как тоготребуют международныеКонвенции)нарекались «иными лицами, обслуживающими судно»(как в «бородатом» анекдоте, когда служитель церкви, чтобы избежать ограничений в пост, проводил обряд и нарекал мясо «рыбой»). ДанноеСвидетельство удивительным образом приняла служба Капитана Черноморского порта, ранее не разрешавшая перевозку на грузовом болгарском пароме водителей в количестве более 12 человек (максимальное количество лиц, не относящихся к экипажу, допустимых по международным конвенциям к перевозке на грузовом судне). Конечно, простым «нареканием» грузовое судно пассажирским не сделаешь, и возник ряд скандалов,вызванных, мягко говоря, крайне спартанскими условиями далеко не бесплатного размещенияводителей на болгарском пароме.Дело дошло и до судебного рассмотрения, в котором в наказании должностных лиц службы Капитана порта, которая разрешала рейсы болгарских паромов с водителями на борту, по формальным признакам было отказано.Но было однозначно установлено, что болгарский паром является грузовым судном и «не имеет соответствующих судовых документов в подтверждение права перевозки более 12 пассажиров, в частности, свидетельства о безопасности пассажирского судна». Такжеотмечалось «отсутствие оснований для отнесения водителей грузовых автомобилей к лицам, работающим или выполняющим на судне любые обязанности, связанные с деятельностью этого судна» и наличие «обстоятельств, при которых предоставляется приоритет хозяйственным и ведомственным интересам над интересами безопасности судоходства». И вынесено отдельноесудебное решение–«довести до сведения Министерства инфраструктуры Украины о допущенных нарушениях законодательства».

Возможно, именно это судебное решение и детальный анализ ситуации с воистину уникальным статусом болгарских паромов, который был сделан независимыми экспертами в период судебного разбирательства, и стали тем самым катализатором внимания МИУ к правовым аспектам работы грузовых болгарских паромов на украинском рынке, в том числе и по порядку оплаты портовых сборов. Ведь никакое «Свидетельство об исключении» не превращает «грузовое» судно в «пассажирское», а классификация болгарских паромов как «грузовых» судов теперь дополнительно подтверждена и судебными решениями. А значит, с правовой точки зрения, решение о доначислении портовых сборов с болгарских паромов по ставкам для грузовых судов, которыми они фактически и являются,юридически обосновано.Исо стороны Министерства инфраструктуры это решение является выполнением действующего закона,а не «демаршем бюрократии» и нарушением «устава Всемирной торговой организации». Тем более, что при одновременной недоплате портовых сборов, только за предыдущий2016-й год и только в одном направлении – из Черноморска в Поти, наболгарских паромах было перевезено более 2200 грузовых автомашин с водителями. За перевозку этих автомашин Болгарское пароходство, исходя изтарифов на сайте болгарского агента, по простой арифметикеполучило более 3 млн. долларов США дополнительного дохода с источником происхождения в Украине. Эти цифры очень красноречиво иллюстрирует размеры приоритетов «хозяйственных интересов»болгарского перевозчика над интересами безопасности судоходства в зоне ответственности Украины.

Очевидно, что именно понимание юридической обоснованности доначисления портовых сборов и понятное нежелание болгарской стороны нести дополнительные расходы и снижать свою прибыль вызвали к жизни скандально-популистские аргументы, в том числе и угрозы ухода болгарских паромов с украинского рынка, вследствие которого маршрут «нового Шелкового Пути», якобы, пойдет мимо Украины.

Только очень далекие от транспорта и экономики «псевдо-эксперты» могут утверждать, что два старых грузовых болгарских парома являются тем самым спасительным звеном, которое обеспечит участие украинской транспортной системы в перевозках по «новому Шелковому Пути».Такой флот, возраст которого приближается к 40 годам, а техническое состояние обеспечивается не модернизациями, а «Свидетельствами об исключениях», скорее будет анти-аргументомдля украинского варианта при рассмотрении грузовладельцами различных альтернативных маршрутов.Да и глупо ожидать, что Болгарское морское пароходство, когда дело дойдет до реальных перевозок по «новому Шелковому Пути», вместо интересов родной Болгарии, выступающей транзитным конкурентом Украины в Черноморском бассейне, будет обеспечивать стратегические интересы Украины. Так что, если болгарские паромы уйдут, а перевозки станут обеспечивать простаивающие сейчас паромы «Укрзализныци», государство Украина только выиграет – и в доходах,и в независимости от «хотелок» иностранного перевозчика.

А действительно стратегические инвесторы и современный флот придут в Украину не тогда, когда чиновники будут им делать различные исключения из Правил и предоставлять финансовые преференции и льготы, а когда любая сфера нашей экономики будет подчиняться единому основополагающему принципу Верховенства Права и Незыблемости Закона.

Хотя с одной претензией болгарской стороны можно согласиться – высокие ставки портовых сборов в Украине действительно давно стали наболевшей темой для украинского бизнеса. И если Украина намерена развивать свой транзитный потенциал, вопрос снижения портовых сборов требует незамедлительного комплексного решения.



Источник: http://«МОРЯК УКРАИНЫ» № 32 ОТ 16 08 17
Категория: ОБЗОРЫ | Добавил: admins_1 (2017-08-17) | Автор: Анатолий Венгрук
Просмотров: 295 | Теги: #Укрферри#Болгарское пароходство#па | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]