Главная » Статьи » ОБЗОРЫ

Почему порты оказываются на мели

Оказывается, за семь месяцев нынешнего года грузооборот Скадовского порта сократился почти наполовину по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Авторы обращения в редакцию «Рабочей газеты» вспоминают, что конкурентные возможности их коллектива начали снижаться с 2006 года из-за обмеления акватории. И лишь в конце августа 2014 года в порту начались дноуглубительные работы. Подходной канал и акватория порта были углублены до шести метров. Однако спустя год АМПУ вынуждена была заявить, что глубины в порту уже не соответствуют паспортным данным и составляют 4,2 метра.

Поэтому неудивительно, что не смогла здесь закрепиться возобновленная в октябре 2016 года паромная линия Скадовск – Зонгулдак (Турция). Хотя планировалось, что перевозки будут регулярными, паром сделал лишь несколько рейсов. «Этой зимой к нам заходил паром с осадкой 4,2-4,3 метра, но опять-таки АМПУ официально такие глубины не заявляла, и это делалось судовладельцем и капитаном судна на свой страх и риск, – заявляет начальник Скадовского порта Карина Щеглова. – Несмотря на отсутствие паспортных глубин, мы ищем пути развития и намерены реализовывать ряд совместных проектов с отечественными компаниями, а также партнерами из Грузии и Турции. Но все наработки и договоренности порта упираются в отсутствие необходимых глубин для заходов судов. Хотелось бы, чтобы АМПУ больше помогала нам. Гидротехнические сооружения и канал – это ведь их собственность, и обеспечение паспортных глубин для безопасности судоходства их обязанность».

АМПУ была создана сравнительно недавно, в 2013 году. Сразу же эта организация начала копить деньги, которые предстояло тратить на развитие портов. В 2013 году было собрано 3,9 миллиарда гривен, в 2014 – 4,5 миллиарда. Однако в первые два года деятельности администрации ее финансовый план в Кабмине утверждался лишь в предзимние месяцы, когда времени проводить необходимые работы в портах уже не оставалось. В 2015 году Кабмин также лишь в середине сентября одобрил финансовый план АМПУ на 2015 год. И очень странным выглядел комментарий по этому поводу бывшего министра инфраструктуры Андрея Пивоварского: «У нас возникла уникальная ситуация, когда у компании на счету миллиарды гривен, но она не может использовать их. Это означает, что по капитальному дноуглублению, по капитальным инвестициям этот год будет провален».

Зато расцветала коррупция

Докеры считают, что такие задержки способствовали расцвету коррупции и были направлены на то, чтобы «подготовить условия» для приватизации портов Украины. Работники порта Черноморск вспоминают, что первые два года своего существования АМПУ, забирая деньги, не давала ни копейки на проведение не только дно­углубительных работ, которые повышали бы конкурентоспособность и привлекательность порта, но и на проведение ремонтного черпания. А для Мариупольского порта АМПУ выделила в 2015 году в срочном порядке средства для дноуглубления лишь после того, как подходящие к причалам суда начали черпать винтами песок.

Однако, несмотря на это, специалистам АМПУ удалось заблаговременно подготовить финансовый план на 2016 год и утвердить его в октябре 2015 года. Это по-прежнему не способствовало планомерной работе администрации морских портов Украины. В этом плане забыли учесть потребности Скадовского порта, у которого из-за малых глубин сорвалось осенью 2016 года сотрудничество с турецким партнером. А в порту Южный коррупционеры нашли в тот период возможность для хищения государственных средств, выделяемых на дноуглубление. Сотрудники СБУ выяснили, что АМПУ перечисляла на дноуглубительные работы в Южном в два-четыре раза больше средств, чем того требовали фактические расходы исполнителей. Сотрудничая с АМПУ, подрядчики пренебрегали требованиями действующего законодательства, привлекали офшорный флот, не платили налог на прибыль иностранных юридических лиц.

Когда же объявят тендер?

В сложной ситуации оказались в прошлом году докеры Мариупольского и Бердянского портов, подходные каналы и операционные акватории которых обмелели. Эксплуатационное дноуглубление в портах Азовского моря, начавшееся в прошлом году, проводилось вплоть до начала ледового периода. Данные работы должны были возобновиться и нынешней весной. Не начались они потому, что АМПУ не расплатилась с подрядчиком, проводившим расчистку подходных каналов в прошлом году. А долг перед дноуглубительной компанией за уже выполненные и принятые работы составлял около 50 миллионов гривен. Ситуацию невозможно ни понять, ни объяснить, так как на счетах АМПУ в то время находились миллиарды гривен.

А вот с финансовым планом АМПУ на 2017 год у чиновников снова вышла неувязка: он был одобрен Кабмином лишь в июле нынешнего года. И докеры Скадовска сейчас ждут, когда же АМПУ объявит в системе Prozorro тендер на эксплуатационное дноуглубление и очистку акватории их порта. Конечно, Скадовский порт невелик, но нельзя забывать, что он является крупнейшим предприятием своего города, дает людям рабочие места и помогает наполнять местный бюджет.

Неудивительно, что докеры, с которыми мне пришлось беседовать, настроены радикально и считают, что народным депутатам пора принять зарегистрированный в Верховной Раде проект закона об изменениях в Закон «О морских портах Украины». В нем предлагается ликвидировать АМПУ и создать структуру государственных портовых операторов, на баланс которой должны перейти все стратегические объекты портовой инфраструктуры. Главное научно-экспертное управление Верховной Рады Украины в целом поддержало предлагаемый законопроект. Было высказано, в частности, пожелание о том, чтобы в ряде случаев один государственный оператор может координировать деятельность нескольких малых портов.

 

 



Источник: http://rg.kiev.ua/page5/article39353/
Категория: ОБЗОРЫ | Добавил: admins_1 (2017-08-23) | Автор: Владимир КРЕЩУК.
Просмотров: 304 | Теги: #порт Скадовск#дноуглубление#АМПУ# | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]