Главная » 2010 » Январь » 19 » ПРАВИТЕЛЬСТВО УКРАИНЫ ПРИНИМАЕТ МЕРЫ К ЗАЩИТЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТРЕСОВ В СФЕРЕ ПАРОМНЫХ ПЕРЕВОЗОК НА ЧЕРНОМ МОРЕ
20:55
ПРАВИТЕЛЬСТВО УКРАИНЫ ПРИНИМАЕТ МЕРЫ К ЗАЩИТЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТРЕСОВ В СФЕРЕ ПАРОМНЫХ ПЕРЕВОЗОК НА ЧЕРНОМ МОРЕ

13 января Кабинет Министров Украины принял решение о денонсации трехстороннего Соглашения между Украиной, Болгарией и Грузией о совместной эксплуатации железнодорожно-паромных переправ на Черном море и переходе к двусторонним соглашениям в сфере паромных перевозок.

 

Этот шаг со стороны Правительства абсолютно логичный, давно ожидаемый и направлен на защиту национальных интересов Украины. Дело в том, что трехстороннее Соглашение о совместной эксплуатации железнодорожно-паромных переправ на Черном море заключалось в 1999 году с целью совместного развития перевозок коридором ТРАСЕКА на условиях паритетного участия перевозчиков. Договор был бессрочным, но предусматривал право его денонсации каждой из сторон через 6 месяцев после отправки соответствующей дипломатической ноты.
Как показал анализ результатов совместной работы на условиях Соглашения, за 10 прошедших лет вклад сторон по грузопотокам оказался следующим :
- из всего объема грузооборота 93% грузов перевезено между Украиной и Грузией и только 7% на направление Болгария-Грузия. Но при этом участие паромных перевозчиков Украины и Болгарии в соответствии с Соглашением в обслуживании этих грузопотоков было равным: 50% - болгарское пароходство, и 50% - украинский национальный перевозчик СК «Укрферри» (Грузия своих собственных паромов не имеет).
Стоит подчеркнуть, что при этом доля "болгарского" грузопотока со вступлением Болгарии в Евросоюз начала вообще стремиться к нулю, зато возросли амбиции и появились попытки политического давления на Украину с целью увеличить долю грузопотока для болгарского перевозчика, приватизированного в 2008 году с участием немецкого капитала. Более того, болгарская сторона, взамен на поддержку в вопросах продвижения Украины в Евросоюз, попыталась вынудить Украину отказаться от развития паромной переправы Керчь-Поти/Батуми, в которой болгарские перевозчики не участвуют. А также, ссылаясь на паритет в рамках трехстороннего Соглашения, начала препятствовать увеличению количества украинских паромов.
"Последней каплей" в жизнедеятельности Соглашения стало открытие в марте 2009 года паромной линии порт Кавказ - Варна, на которую болгары, мотивируя это экономическими интересами, стали активно переводить транзитные грузопотоки с линии Ильичевск-Варна. В мае 2009 года был подготовлен и двусторонний договор о паромных перевозках между Болгарией и Грузией без участия украинских перевозчиков. Стало абсолютно понятно, что болгарская сторона развивает свои перевозки за рамками трехстороннего Соглашения, а сама использует его для участия своих перевозчиков на украинском паромном рынке, причем в равной доле с украинским паромным перевозчиком.
Если перевести эту ситуацию в финансовую плоскость, то болгарская сторона за время действия Соглашения получила более чем 50 млн. долларов фрахта от перевозки украинского экспорта, которые вполне мог перевезти и национальный перевозчик. В этой ситуации стало очевидным, что Соглашение необходимо как можно скорее денонсировать и перейти на двусторонние взаимоотношения. Поэтому этот шаг украинского Правительства - несомненно положительный, экономически обоснованный и позволит развивать паромные переправы в рамках двусторонних соглашений (Украина-Грузия, Украина-Болгария, Болгария-Грузия) без ухода валютных средств за рубеж, без сдерживающего влияния третьей стороны и с приоритетами по отношению к собственным национальным перевозчикам. Такие двусторонние соглашения уже существуют и требуют минимальных изменений с учетом денонсации трехстороннего Соглашения. Проведение соответствующих международных встреч и внесение изменений уже запланировано Министерством транспорта и связи в ближайшие два месяца. В создавшихся условиях Украина получает новые возможности для развития железнодорожно-паромных перевозок и увеличения количество паромов, но время их реализации будет зависеть от общеэкономической ситуации.
Необходимо отметить, что процесс денонсации Соглашения, составляющий 6 месяцев после уведомления сторон дипломатическими каналами, сопровождается активным противодействием болгарской стороны. Болгарское пароходство через своих представителей в Украине организовывает компанию по дискредитации "Укрферри", пугая грузовладельцев "монополизацией" рынка одним перевозчиком. В ход идет открытый демпинг, хотя Соглашение свое действие еще не прекратило и стороны обязаны руководствоваться установленными по Соглашению тарифами. Идет попытка закрепиться на рынке через "назначенного" железнодорожного экспедитора, пользующегося благосклонностью со стороны руководства "Укрзализныци". Грузовым агентом болгарского пароходства – ЗАО «ПЛАСКЕ», распространяются лживые заявления о нерегулярности рейсов украинских паромов и невыполнении «Укрферри» взятых перед украинскими экспедиторами обязательств. Цель болгарской стороны очевидна - под предлогом развития конкуренции, любыми средствами остаться на украинском рынке, внеся как можно больший хаос в отлаженную систему железнодорожно-паромных перевозок и получая преимущество на черноморском транспортном рынке.
Очевидно, что действия болгарской стороны на украинском рынке в период выполнения процедуры денонсации трехстороннего межправительственного Соглашения, должны оставаться под контролем Правительства и Министерства транспорта и связи Украины, а открытый демпинг, приводящий к оттоку фрахтовых поступлений за рубеж, и нарушения действующего порядка осуществления перевозок, допускаемые при попустительстве чиновников Укрзализныци, должны пресекаться мерами административного характера, которые предусмотрены национальным законодательством и международными договорами.

Автор:  Александр ФЕДОРОВ,  пресс-секретарь Ассоциации судовладельцев
Украины.

Категория: РЕГУЛЯТОРНАЯ ПОЛИТИКА | Просмотров: 619 | Добавил: admins | Теги: Болгарией и Грузией, правительство Украины, трехстороннего Соглашения между Укр | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]