Главная » Статьи » ОБЗОРЫ

Меньше - да лучше
Хотя морские торговые порты (МТП), в отличие от других предприятий транспортной отрасли, пострадали от кризиса меньше всего (падение грузоперевозок у них колеблется от 4 до 15% против 35% в среднем по отрасли), их заслуга в повышении прибыльности невелика. По мнению министра, порты получают завышенную прибыль из-за низкой стоимости основных фондов. Кроме этого, столь впечатляющие финпоказатели портов обеспечил и сам Минтранс, существенно повысив тарифы. Прошлым летом тарифы на грузовые работы взлетели на 44%, а портовые сборы для собственников судов - на 58%. Поэтому в нынешнем году Иосиф Винский намерен реформировать данный сегмент. В это понятие он вкладывает в первую очередь необходимость объединения портов, переоценку их стоимости, пересмотр договоров о совместной деятельности, привлечение инвестиций и изменение системы управления госпортами.

Убыточные порты, объединяйтесь!

Предприятия морской и речной отрасли должны развиваться путем укрупнения - это обеспечит ликвидацию убыточной деятельности, уверены в Минтранссвязи. По словам главы ведомства, министерство разрабатывает новые критерии эффективности работы портов, которые, в частности, предполагают, что статус порта сохранят только те предприятия, которые перерабатывают более 5 млн. тонн грузов в год. Если Минтранссвязи действительно введет лимитирующий критерий для портов по грузопереработке, то статус порта потеряют до 12 из 18 МТП.
В частности, уже планируется объединение Николаевского и Днепро-Бугского, Скадовского и Херсонского морпортов, присоединение Усть-Дунайского МТП и Килийского портопункта к Измаильскому порту, а Генического порта к Бердянскому. Объединение некоторых из них уже началось. Например, Антимонопольный комитет дал добро на объединение Днепро-Бугского МТП, который портом фактически не является и не ведет никаких перегрузочных работ. Завершил свое существование в качестве самостоятельного порта Генический порт, на сегодняшний день его можно считать портопунктом Бердянского морского порта.
Однако объединение далеко не всех портов пройдет безболезненно. Против слияния Скадовского порта с Херсонским активно выступили местные власти Скадовска. Для города это бюджетообразующее предприятие, и терять его председатель горсовета не намерен. По его мнению, все реорганизации затеяны с целью завладения землей, на которой расположен порт, путем смены руководства предприятия. В Скадовске уверены, что реорганизация порта приведет к существенному сокращению рабочих мест, уничтожению грузовой базы, прекращению поступлений в городской бюджет и в целом к разрушению предприятия. Правительство обещало разобраться.

Бесценные активы

Следующее генеральное направление упорядочения минтрансовского хозяйства - это дооценка основных средств. Ее хозяева морских ворот должны провести до конца нынешнего года. По мнению министра, из-за низкой стоимости основных фондов МТП не имеют достаточных ресурсов для развития, к тому же получают завышенную прибыль, которую потом «проедают». «Нам не нужна фиктивная прибыль. Нам нужен реальный финансовый ресурс», - не раз заявлял министр.
По данным профильного ведомства, в настоящее время дооценку своих основных средств провел только Одесский МТП. Все остальные порты, включая крупнейшие Ильичевский, Мариупольский, Южный, Николаевский, не торопятся ублажать министра, за что их руководители могут поплатиться своими «креслами». Отказ от переоценки - это сознательное уменьшение стоимости порта, сродни воровству, не устает повторять Иосиф Винский. Например, основные средства Ильичевского морского порта составляют 417 млн. грн., что равно стоимости одного причала, а их в порту 29. Однако в порту категорически не согласны с обвинениями чиновников. На предприятии утверждают, что переоценка уже проведена, но в Минтрансе ее упорно игнорируют. В результате по состоянию на 31 марта 2009 года первоначальная стоимость основных средств порта увеличилась на 974,3 млн. грн. и составила более 2 млрд. грн., а остаточная выросла на 261,3 млн. грн., составив 671 млн. грн. Эти показатели, по информации ИМТП, отображены в балансе предприятия, который был предоставлен в Минтранс-связи вместе с отчетом за первый квартал 2009 года.
После проведения дооценки всех портов благосостояние отрасли может существенно пошатнуться. Если просчитать реальную стоимость и добавить к этому амортизационные отчисления, то все порты могут оказаться убыточными. Вместе с тем после дооценки крупные портовые предприятия получат возможность амортизировать существенные средства, что позволит им развиваться во время кризиса.

Разрыв отношений

Существенный резерв финансового благополучия портов чиновники видят и в разрыве договоров о совместной деятельности. Министр-реформатор решил, что эти договоры составлены грабительски для государства и поручил морпортам за три месяца, которые истекают 17 июня нынешнего года, расторгнуть их. Выполняя поручение Иосифа Винского, госпредприятия создали соответствующие комиссии, провели переговоры с компаниями - участниками совместной деятельности, предложили изменить правовую форму договоров по согласию сторон. Однако сложность состоит в том, что Минтранссвязи не дало конкретных предложений, на какие организационно-правовые формы сотрудничества должны перейти порты с частными инвесторами: концессию, аренду, прямые инвестиционные проекты.
На сегодня в морпортах действуют около трех десятков договоров совместной деятельности. Арендные отношения между инвестором и портом преобладают только в Одесском и Николаевском портах. Тесные отношения с инвесторами, вложившими в развитие портового хозяйства немало средств, не спешат разрывать сами порты. Например, договор Мариупольского порта с компанией «Скиф-Шиппинг» был подписан почти два года назад. При этом сам порт управляет предприятием совместной деятельности, получая значительную долю прибыли. Инвестор немало сделал для порта - приобрел портальный кран и два погрузчика, а также обязался ежегодно обеспечить грузопоток в 3 млн. тонн металла. Не исключено, что в случае расторжения договора он может забрать оборудование, а порт - потерять грузопоток.
Договор о совместной деятельности сроком на 20 лет был заключен Одесским портом с ЗАО «Синтез Ойл» еще в 2002 году. Компания провела реконструкцию причалов и станции очистки, инвестировав на эти цели около $40 млн. В Одесском МТП считают, что в случае прекращения сотрудничества с ЗАО «Синтез Ойл» речь идет о ежегодных потерях как минимум 70 млн. грн.
Эксперты предполагают, что упразднение договоров о совместной деятельности может перейти в длительные судебные тяжбы. В итоге ущерб портов не ограничится потерей грузопотоков и недополучением вложений, поскольку инвесторы вправе потребовать возврата инвестиций.

Ожидание денег

По прогнозам «Укрморречфлота», в 2015 году ожидается увеличение объема перевалки грузов в морских торговых портах с нынешних 127 млн. тонн до 236 млн. тонн. В связи с этим возникают большие сомнения в конкурентоспособности отечественных морских ворот. В 2008 году во многих портах складывалась ситуация, когда предприятия не могли переработать предлагаемый им поток грузов, вследствие чего обороты теряла отрасль в целом, поскольку эти потоки перенаправлялись в зарубежные порты. Поэтому в нынешние смутные времена морпорты любыми путями должны продолжать перевооружение, уверены чиновники.
Согласно планам министерства, для каждого из украинских морпортов должна быть создана долгосрочная программа развития. Первым ее получил и начал реализовывать торговый порт «Южный». «Планом предусмотрено четырехкратное увеличение грузопотока, строительство новых причалов, а также прозрачные условия работы с частным капиталом на территории МТП «Южный», - сообщил Иосиф Винский. Уже по итогам нынешнего года от «Южного» ждут 1,5 млрд. грн. доходов (на 2% больше, чем в 2008 году) и в 2,3 раза больше чистой прибыли - 238,8 млн. грн.
До 2015 года это предприятие должно увеличить грузооборот до 81 млн. тонн в год. «Для этого будут построены новые грузовые комплексы, увеличена длина причального фронта до 7 км», - сообщил начальник порта Юрий Крук. В частности, через шесть лет в порту должны появиться пять новых грузовых причалов, перегрузочный комплекс, специализированный угольный терминал, комплекс по перевалке навалочных грузов (уголь, руда), контейнерный терминал. Для реализации этих амбициозных планов порту необходимо $910 млн. инвестиций. Из них, согласно плану развития, $310 млн. выделит сам порт, а $600 - инвесторы.
Среди компаний, которые готовы вкладывать в развитие порта, Юрий Крук называет «Бориваж», «Хлебную гавань» и «Т и С», которые уже строят на территории порта зерновые терминалы. Финансировать развитие предприятия также будет компания «Дельта Вильмар», которая планирует расширить мощности своего терминала по переработке тропических масел. Общее количество причалов в порту «Южный» в 2015 году достигнет 32, из которых 16 - государственных и 16 - частных, уточнил начальник порта.
По мнению экспертов, инвесторов должна заинтересовать возможность инвестирования, поскольку на сегодня это, пожалуй, единственная возможность закрепиться в крупнейших госпортах. Не первый год «Южный» входит в сферу интересов группы «Приват» Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова, а также группы «Финансы и Кредит» Константина Жеваго. Интерес последнего обусловлен желанием развивать собственные логистические потребности, более защищенные с точки зрения распределения рисков.
Между тем сами инвесторы, работающие сейчас в порту «Южный», заявляют, что не готовы вкладывать средства в развитие инфраструктуры порта на действующих нынче условиях. «Например, порт делает себе скидку 50% на портовые сборы, тогда как частным компаниям - 20%. Есть очередность в обработке грузов: сначала обрабатываются грузы порта, затем Одесского припортового завода, нефтяников, а только потом - частных компаний, - рассказал гендиректор одной из крупнейших компаний, работающих в «Южном». - Никто не хочет вкладывать свои средства на таких условиях, тем более в период кризиса».
Вместе с тем и скептики отмечают, что данная программа, хотя и рисует радужные перспективы развития одному из украинских портов, может быть «похоронена» как и другие аналогичные проекты. Например, три года назад подобная программа развития была утверждена для Одесского порта, но, к сожалению, ее принятие не означает быстрого согласования разрешительной документации органами власти, заявило руководство порта. За три года с момента принятия программы порт по бюрократическим причинам так и не смог начать реализацию ее основных пунктов.

Из разных источников

Министр транспорта и связи уверяет, что развитие отечественных морпортов и логистической инфраструктуры является для него одним из основных приоритетов. Судя по всему, его вдохновили недавний опыт Николаевского морпорта и открытие нового холодильного терминала. В данном случае госпредприятие, частный бизнес и иностранный инвестор нашли общий язык, в результате чего каждому удалось получить дивиденды. Порт, на территории которого открыт комплекс, нашел новые возможности для развития, украинское предприятие «Морепродукт» - дополнительную прибыль, а инвестор - норвежская группа Atlantic pelagic AS - открыла новые рынки для своей продукции. Выиграло и государство, получив дополнительные отчисления в госбюджет. Инвестиции в постройку нового Николаевского терминала превысили $12 млн.
Нашел источник финансирования модернизации и Ильичевский порт. В конце мая вступило в силу кредитное соглашение этого порта с ЕБРР. В рамках кредитного проекта банк предоставит порту 26 млн. евро для проведения строительных работ по реконструкции трех причалов, второго терминала порта и закупки перегрузочного оборудования.
Кредит от ЕБРР получит и Одесский морпорт. Ему банк предоставит до 28 млн. евро и войдет в капитал Odessa Terminal Holdco Ltd. (ODHL, Кипр), украинская дочерняя компания которой - «Бруклин-Киев Порт» (БКП, Одесса) - построит и будет оператором нового контейнерного терминала в районе Одесского морского торгового порта. Гарантом проекта выступает французская CMA-CGM - третья по величине в мире контейнерная судоходная компания. Предполагается, что доля участия ЕБРР в ODHL составит до 5%. Общая стоимость проекта оценивается в $130 млн.
В общей сложности объем инвестиций, необходимых для развития инфраструктуры украинских портов, на период 2008-2015 годов оценивается в $10 млрд. Эти средства в основном должны прийти от частных инвесторов, которые уже вкладывают достаточно большие деньги, даже при существующем правовом вакууме в транспортном законодательстве. Недавно Кабмин утвердил концепцию закона «О морской политике Украины», который подтверждает амбиции нашей страны как морского государства и, как считает Иосиф Винский, открывает «зеленую улицу» для инвесторов в оставшиеся после его реорганизации порты.



Источник: http://www.investgazeta.net/print.php?id=26553&number=23&year=2009&top100=

Категория: ОБЗОРЫ | Добавил: admins (2009-06-14)
Просмотров: 780 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]