Главная » Статьи » ОБЗОРЫ |
Восстановить из руин судостроительную отрасль Украины и морскую индустрию в целом способна эффективная региональная кластерная система судостроения и судоремонта. Практические шаги по реализации идеи на юге Украины корабелы презентовали в ходе Круглого стола «Индустрия морского сервиса», организованного 16 мая 2019 года в Николаеве Центром информационной поддержки бизнеса. Круглый стол состоялся по инициативе ЕС EU4Business при поддержке Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Мероприятие прошло в рамках ежегодного заседания европейской морской сообщества European Maritime Day (EMD), основанного совместно Европейским советом, Европейским парламентом и Европейской комиссией в 2008 году в ходе реализации морской политики ЕС для обмена, обсуждения и подготовки совместных действий. Международный морской журнал «Судоходство» выступил медиапартнером мероприятия. Бизнес и власть объединяются Круглый стол в Николаеве проводится уже во второй раз. В 2018 году, по итогам встречи, была сформирована межрегиональная рабочая группа по развитию отрасли морского сервиса. По итогам ее работы была подготовлена концепция создания региональной кластерной системы судостроения и судоремонта и сформирован актив предприятий, готовых объединиться для развития бизнеса и индустрии. На встрече 16 мая текущего года участники официально объявили о создании кластера морского сервиса, определили приоритетные направления деятельности и конкретный перечень мер для дальнейшей работы. Решение активно развивать морской сервис на юге Украины представители бизнеса, власти, науки и профильного образования подтвердили подписанием Меморандума о намерениях сотрудничества в создании кластера морского сервиса. Документ подписали: ООО СК «Николаевская верфь», ОАО «Николаевский судостроительный завод «Океан», ООО «Марин Дизайн Инжиниринг Николаев», ООО «Артель ЛТД», ООО «Магистраль Юг», ООО «Си-Джоб Николаев», Национальный университет кораблестроения им. адмирала Макарова, Николаевский городской совет, Николаевский региональный Центр поддержки бизнеса. Решение активно развивать морской сервис на юге Украины представители бизнеса, власти, науки и профильного образования подтвердили подписанием Меморандума о намерениях сотрудничества в создании кластера морского сервиса. Документ подписали: ООО СК «Николаевская верфь», ОАО «Николаевский судостроительный завод «Океан», ООО «Марин Дизайн Инжиниринг Николаев», ООО «Артель ЛТД», ООО «Магистраль Юг», ООО «Си-Джоб Николаев», Национальный университет кораблестроения им. адмирала Макарова, Николаевский городской совет, Николаевский региональный Центр поддержки бизнеса. Как отметили подписанты, основная цель Меморандума – это взаимодействие и координация деятельности предприятий отрасли судостроения и судоремонта, профильных учебных учреждений, которые готовят кадры из Николаевской, Одесской и Херсонской областей, для взаимопомощи и воплощения в жизнь совместных идей по развитию морского сервиса на юге Украины. Корабелам нужен благоприятный налоговый климат Морская индустрия уже несколько тысяч лет является главным интегратором развития мировой экономики, а судостроение – основной корень кластера индустрии. С таким месседжем выступил президент ассоциации «Укрсудпром» Виктор Лисицкий. В Украине крайне важно возродить специальные условия регулирования судостроения, как средство укрепления морской отрасли, ведь именно она является важным конкурентным преимуществом Украины и фундаментом боеспособности ВМС Украины, подчеркнул эксперт. Морская индустрия Украины и судостроение, в частности, – благоприятная сфера для получения высоких доходов и стабилизации экономики страны. Приводя показатели работы национальных судостроителей, Виктор Лисицкий отметил положительный опыт 2000—2005 гг., который показывает, что для восстановления судостроения необходимо освободить отрасль от уплаты ввозной пошлины на материалы и оборудования для строительства судов и уплаты НДС на импортируемые изделия, предназначенные для судостроения. Полученный от судостроения налог на прибыль необходимо направить на развитие отрасли. И обязательно внедрить кредитование экспорта (ЭКА). Не менее важно мотивировать украинских судовладельцев строить суда на национальных верфях исключительно на добровольной основе. В 2000—2005 гг. в судостроительной отрасли Украины действовала специальная система финансового регулирования, при которой корабелы не платили львиную долю налогов и сборов. «Де-факто мы использовали опыт Южной Кореи, Японии, Китая», – отметил эксперт. Благоприятный налоговый климат способствовал быстрому возрождению судостроения. По данным Министерства промышленной политики, чистый прирост поступлений в госбюджет и ПФ за эти годы превысил 1 млрд гривен (в перерасчете на сегодняшние цены это было бы примерно 4-6 млрд гривен). Но, к сожалению, обновления торгового флота так и не произошло. Более того, общий дедвейт сократился на 32% – с 1667 до 1132 тонн. Причина заключалась в том, что судовладельцы не имели экономических стимулов к строительству судов на национальных верфях. В декабре 2018 года Министерство инфраструктуры Украины утвердило Морскую доктрину, последовательная реализация которой позволит превратить судостроение и индустрию моря в мощный двигатель роста экономики Украины. «Опираясь на Морскую доктрину, мы настаиваем на формировании специальной, кластерно ориентированной, вертикальной, системы финансового регулирования морской индустрии. Эта система должна в качестве двигателя предусматривать активную роль судовладельцев путем создания благоприятных условий заказа и строительства судов на украинских верфях и эксплуатации судов также под украинским флагом», – резюмировал президент ассоциации «Укрсудпром». Кластер – ключ к успеху О том, что собой представляет кластерная система судостроения и судоремонта и как ее организовать, рассказал д.т.н., профессор Юрий Харитонов. В мировом судостроении сегодня наблюдаются четыре основных тренда:
Корея (Пусан), Китай (Далянь), Норвегия, Финлядия являются лидерами рынка судостроения. В этих странах работают филиалы судостроительной компании STX offshore & shipbuilding. В Корее (Ульсан) есть также верфь крупнейшей судостроительной компании Hyundai, а в Японии (Кобе, Нагасаки, Йокогама) верфи Mitsubishi. В РФ успешно строят суда на верфях OCK, Daewoo, STX Europe. Успехи вышеперечисленных стран базируются на реализации стратегии кластерной интеграции. В основные цели и задачи регионального кластера судостроения входит: · восстановление судостроительной отрасли, как важного элемента экономики Украины; · обеспечение выполнения отечественных заказов на суда различного целевого назначения и другие объекты морской техники; · разработка и реализация стратегии выхода отечественного судостроения; · поиск и реализация проектов сотрудничества, обеспечивающих развитие отрасли. Предпосылок формирования конкурентоспособного кластера на юге Украины достаточно, подчеркнул Юрий Харитонов. В первую очередь, это выгодное географическое расположение региона, многолетний успешный опыт судостроения, сохранившийся кадровый потенциал, наличие основных звеньев цепи создания стоимости (процессинговых производств) и надежной сети поставщиков металла и др. Концептуальная модель организации региональной кластерной системы судостроения и судоремонта выглядит следующим образом (схема 1).
Схема 1. Концептуальная модель организации региональной кластерной системы судостроения и судоремонта И все-таки, в чем же преимущество реализации проекта регионального морского кластера? По утверждению докладчика, в кластерной структуре реализуются проекты, направленные на стабилизацию и развитие всей морской индустрии. В срезе это выглядит так: · инкубация малых предприятий в механизмах реализации инновационных проектов; · реализация эффективного маркетинга; · организация технопарка, где формулируются основные требования к кадровой подготовке; · сотрудничество с зарубежными судостроительными кластерами; · обеспечение инвестиционной привлекательности кластера в целом и его отдельных участников; · освоение современных систем проектирования судов (6-D проектирование); · освоение современных моделей производственной логистики.
*** Исполнительный директор ООО ССК «Николаевская верфь» Сергей Покуй (один из инициаторов кластера морского сервиса в регионе), в своем выступлении отметил, что кластер – это феномен и к этой идее стоит относиться серьезно. Сегодня в Европе существуют тысячи кластеров, а в Украине их не больше 15. Самый успешный кластер Украины находится во Львове и относится к IT-направлению. Стратегию развития города Николаева директор Николаевского СРЗ видит в контексте развития судостроительного сектора, и в этом огромную помощь и поддержку должна оказать именно организация кластера. «Самое главное, что мы сделаем – это покажем всему миру готовность объединяться», – резюмировал Сергей Покуй.
Источник: https://sudohodstvo.org/regionalnyj-morskoj-klaster-mirovye-tendentsii-vnedryayutsya-na-yuge-ukrainy/ | |
Просмотров: 280 | | |
Всего комментариев: 0 | |