12:21 Национальный морской рейтинг Украины: Золотой контейнер — 2015 |
Национальный морской рейтинг представляет лучшие судоходные контейнерные линии и контейнерных перевозчиков в Украине по итогам 2015 года На сегодняшний день контейнерные перевозки являются одним из самых распространенных и востребованных способов доставки разного вида груза. В свою очередь рост объемов в сфере перевозок контейнерных грузов прямо пропорционально демонстрирует развитие экономического состояния страны. Продолжающийся в 2015 году в Украине экономический спад внес существенные изменения в развитие отечественного контейнерного рынка. Контейнерооборот портов сократился на 22,4%, до 521 069 TEU. Доля контейнерных перевозок в общем объеме грузопотока через морские порты при измерении в тоннах упала с 6,3% в 2014 году до 4,5% в 2015-м. Но, несмотря на экономические и политические колебания в стране, украинский рынок по-прежнему остается привлекательным для большинства мировых контейнерных перевозчиков. Линейный сервис В линейных перевозках через украинские порты участвуют почти все крупнейшие мировые судоходные контейнерные компании. В 2015 году 30 компаний организовали перевозки с заходом в морские порты Украины. Среди них 24 с заходом в Одесский МТП, 13 — в Ильичевский МТП, четыре — в Ильичевский МРП, один (Maersk Line) — в порт «Южный» (терминал ТИС-КТ), два (CMA CGM и MED Azov Line) — в Мариупольский МТП. Для участников украинского рынка контейнерных перевозок 2015 год стал годом больших перемен. Образованные глобальные альянсы перевозчиков – 2М (Maersk Line, MSC), Ocean Three (СМА CGM, CSCL, UASC) — внесли серьезное перераспределение сил между морскими перевозчиками, которое повлекло и перераспределение грузопотоков через контейнерные терминалы портов Украины. Так, в начале 2015 года в Одесском порту появилось два новых дальневосточных сервиса — АЕЗ Service альянса 2М с заходом на терминал «ГПК Украина» и обновленный сервис Bosphorus Express (BEX), объединивший участников альянса Ocean Three и PIL, YML, COSCO, с заходом на терминал «Бруклин-Киев Порт». Также в Одесском порту сохранился прямой совместный сервис ZIM и OOCL — EMX с заходом на терминал «ГПК Украина». Ильичевский морской торговый порт обслуживал суда, работающие на обновленном прямом сервисе Bosphorus Express. А судозаходы участников альянса 2М стал обслуживать контейнерный терминал Ильичевского морского рыбного порта, который с 2015 года восстановил обработку контейнеров после двухлетнего перерыва. Таким образом, Ильичевский торговый порт лишился грузопотока сразу двух крупнейших перевозчиков — Maersk Line и частично MSC. И в течение года терминал Ильичевского морского торгового порта продолжал терять контейнерных перевозчиков. С августа 2015 года CMA CGM исключила данный порт из ротации на своем BEX Service, оставив судозаход только в Одесский порт. А с октября компания переориентировала и свой фидерный сервис из Ильичевского торгового порта в Ильичевский рыбный. И уже в ноябре опять произошли серьезные изменения в сервисах. Партнеры по альянсу 2M — Maersk Line и MSC — сообщили о намерении прекратить работу прямого сервиса из Азии на порты Черного моря из-за снижения спроса и продолжающегося падения фрахтовых ставок, что вело к негативным финансовым результатам. Компании приняли решение о реструктуризации сервисов и оптимизации маршрутов. Maersk Line перенаправила грузы с сервиса АЕ3 на свой сервис АЕ15 (Дальний Восток – Турция). Обслуживание черноморских портов продолжилось посредством фидерных судов с перевалкой в Стамбуле. MSC стала обслуживать порты Черного моря с трансшипментом через турецкий Асия Порт. Участниками альянса было объявлено, что сервис АЕ3 будет приостановлен до изменения рыночной конъюнктуры. Происходили изменения и на других сервисах. С 14 ноября 2015 года Одесский порт был включен в ротацию расширенного контейнерного сервиса Turkon line турецкой судоходной компании «Туркон». Расширенный сервис объединил транспортным кольцом порты Украины и Румынии с турецкими терминалами в Мраморном море и предоставил возможность черноморским клиентам осуществлять перевозки на направлениях, связывающих Стамбул с регионами Ближнего Востока, Северной Европы и США. А на мировом рынке контейнерных перевозок продолжалась глобализация. Hapag-Lloyd и CSAV подписали соглашение о слиянии. Объединенная компания будет оперировать флотом почти из 200 судов с годовым объемом перевозок около 7,5 млн TEU и оборотом порядка 9 млрд евро. Сделка является скорее поглощением, когда одна линия, Hapag-Lloyd, присоединяет к себе CSAV. В результате процесса объединения в долгосрочной перспективе на рынке останется только один торговый знак — Hapag-Lloyd. В декабре 2015 года произошли слияния еще нескольких перевозчиков. CMA CGM достигла договоренности об условиях поглощении NOL, материнской компании APL. При этом CMA CGM намерена сохранить и развивать бренд APL. Уже с февраля 2016 года APL начинает обслуживание на океанском сервисе BEX из Азии на Черное море. Также в конце прошлого года две крупнейшие китайские судоходные компании China Ocean Shipping Company (Cosco) и China Shipping Container Lines (CSCL) подтвердили свое слияние. Результатом слияния стала компания China Cosco Shipping Corporation. Объединенный флот China Cosco Shipping насчитывает 832 судна общей стоимостью в $21,9 млрд. Суммарная вместимость контейнеровозов, принадлежащих China Cosco Shipping, составляет около 1,56 млн TEU. Новая корпорация занимает четвертое место в мире по мощности контейнерного флота. Ранее Cosco и China Shipping занимали в этом списке шестое и седьмое места соответственно. В Украине в рамках возрождения каботажных перевозок по внутренним водным путям в 2015 году был запущен проект по созданию регулярного контейнерного сервиса Днепропетровск — Запорожье — Одесса. На линию поставлен теплоход «Механик Черевко» (судовладелец — АСК «Укрречфлот»). Победители Национального морского рейтинга Украины — 2015 Традиционно по итогам прошедшего года издательство «Порты Украины» определяет рейтинг судоходных контейнерных линий, заходящих в отечественные порты. Критерием выбран объективный показатель — данные о количестве перевезенных линией контейнеров (в TEU). Лидеры награждаются учрежденными издательством «Порты Украины» и ассоциацией «Укрпорт» памятными знаками «Золотой контейнер», Platinum Container и Big Вox. Победители номинации «Золотой контейнер» определяются среди судоходных контейнерных компаний, добившихся самых высоких результатов в перевозке контейнеров через украинские порты. 1 место — датская Maersk Line (167 136 TEU, -6%), агент — Maersk Ukraine Ltd. 2 место — французская CMA CGM (85 060 TEU, -26,2%), агент — CMA CGM Shipping Agencies Ukraine. 3 место — швейцарская MSC (66 419 TEU, -35%), агент — MSC Ukraine Ltd. Победители номинации Platinum Container определяются среди судоходных контейнерных компаний, добившихся самых высоких результатов в перевозке груженых контейнеров через украинские порты. Несмотря на сокращение перевозок груженых контейнеров через украинские порты в прошлом году на 26,3%, доля груженых в общем объеме контейнерных достигает 78,3%, в основном за счет экспорта груженых. 1 место — датская компания Maersk Line (123 169 TEU, -12%), агент — Maersk Ukraine Ltd. 2 место — французская компания CMA CGM (59 327 TEU, -30,1%), агент — CMA CGM Shipping Agencies Ukraine. 3 место — швейцарская компания MSC (55 686 TEU, -32,2%), агент — MSC Ukraine Ltd. Победители номинации Big Вox определяются среди судоходных контейнерных компаний по двум позициям: — за наивысшие темпы роста объемов перевозок контейнеров через порты Украины по итогам 2015 года (в %); — за заход в украинские порты самого крупного контейнеровоза в истории Украины (по контейнеровместимости). Победители номинации Big Вox: — компания United Arab Shipping Company (UASC), увеличившая в 2015 году на 417% свои перевозки через украинские порты. Войдя в состав альянса Ocean Three, UASC сегодня предлагает своим клиентам прямой сервис из портов Юго-Восточной Азии в порты Черного моря. На объединенном сервисе ВЕХ альянса Ocean Three у UASC работает одно из новейших экологически эффективных судов компании — контейнеровоз UASC Jilfar вместимостью 8 500 TEU. Следует отметить, что в прошлом году лишь четырем компаниям из 15 крупнейших удалось достичь положительных результатов. — компании CMA CGM и China Shipping Container line (CSCL), партнеры по альянсу Ocean Three, организовавшие в 2015 году заход в Одесский и Ильичевский морские торговые порты крупнейших контейнеровозов за всю историю Украины вместимостью 10 622 TEU каждый — CMA CGM Volga (оператор CSCL), CMA CGM Ural и CMA CGM Litani. Суда постройки 2014-2015 годов, длина каждого из них — 300 метров, ширина — 48,2 метра. В целом состав ведущих 15 контейнерных перевозчиков, работающих в портах Украины, не сильно изменился. Из состава выпали CSAV, MOL, HMM и ‘K’ Line. Причем, ‘K’ Line приняла решение уйти совсем из украинского рынка. Нарастив объемы перевозок контейнеров, в число лучших вернулись линии – ACOL, UASC, COSCO и PIL. Наибольшие достижения у UASC — она смогла подняться с 23-й позиции, которую занимала годом ранее, на 10-ю. Войдя в состав альянса Ocean Three, UASC сегодня предлагает своим клиентам прямой сервис из портов Юго-Восточной Азии в порты Черного моря. Растет доля 15 ведущих перевозчиков в общем объеме контейнеров, перевезенных через украинские порты. Если в 2013 году она составляла 92,6%, в 2014-м — 93,5%, то в 2015-м — уже 95,8%. Первая тройка лидеров осталась на своих прежних местах. Незначительно изменилась пятерка ведущих перевозчиков. Сместив OOCL на 5-ю позицию, вернулась Hapag-Lloyd. Выросла доля первой пятерки — Maersk Line, СМА СGМ, MSC, ZIM и Hapag-Lloyd — в общем объеме перевозок с 71,2% в 2014 году до 74,5% в 2015-м. Но по-прежнему больше половины всего контейнерного рынка Украины контролируется тремя крупнейшими компаниями — Maersk Line, СМА СGМ и MSC. Пятерка лидеров — 2015 Maersk Line — (167 136 TEU, -6%) Датская компания — номер один в мире. Обработка судов ведется на терминале «ГПК Украина» в Одесском порту, на контейнерном терминале в Ильичевском морском рыбном порту и на «ТИС-Контейнерный Терминал» (ТИС-КТ) в порту Южном. До ноября 2015 года Maersk Line предлагала два океанских сервиса. Первый — AE3 Service (из Азии с заходом в Одесский и Ильичевский рыбные порты), второй – сервис ECUMED из Латинской Америки с заходом в акваторию порта Южный. Но в связи с рыночной ситуацией в Черноморском регионе AE3 Service был реструктуризирован и грузы направлены на сервис АЕ15 (Дальний Восток — Турция) с перевалкой в Стамбуле и дальнейшим фидерным сообщением с украинскими портами. По договоренности о слотах компания до конца 2015 года осуществляла перевозки на сервисе EMES Feeder Odessa перевозчика Аrkas, но с прекращением работы сервиса АЕ3 от слотов отказалась. Maersk Line – неизменный лидер. На долю компании приходится более трети всего контейнерного потока, проходящего через порты Украины. Объемы контейнерных перевозок Maersk Line в 2015 году почти вдвое превысили объемы перевозчика, занявшего второе место в рейтинге — CMA CGM. В Одесском порту Maersk Line занимает второе место, уступая лишь СМА СGМ, в Ильичевском морском рыбном Maersk Line впереди. В порту Южный работает единственный сервис компании — Ecumed, поэтому там конкурентов у нее нет. С большим отрывом Maersk Line лидирует и в рейтинге перевозок груженых контейнеров (123 169 TEU). Доля груженых в общем объеме контейнеров у компании достигает 73,7%. CMA CGM — (85 060 TEU, -26,2%) Французская компания — номер три в мире. Предлагает совместный с участниками альянса Ocean Three обновленный океанский сервис из Азии — Bosphorus Express. Обработка судов ведется в Одесском порту на терминале «Бруклин-Киев Порт». В Ильичевском торговом порту обработка судов велась до августа 2015-го, затем данный порт был исключен из ротации судов на сервисе Bosphorus Express. У CMA CGM работают еще два фидерных сервиса — BS FAS с заходом на терминал «Бруклин–Киев Порт» в Одесский порт и Black Sea Shuttle с заходом в Ильичевский морской рыбный порт. Также компания предлагает фидерный сервис с заходом в Мариупольский порт. Сервис временно приостановлен ввиду сложной обстановки на востоке страны. В прошлом году CMA CGM значительно сократила перевозки контейнеров через украинские порты. Доля компании в украинском контейнерообороте упала с 17,2% в 2014-м до 16,3% в 2015 году. Второй год подряд она удерживает лидерство среди перевозчиков в Одесском порту. В Ильичевском торговом порту компания занимает второе место после MSC, в Ильичевском рыбном – третье после Maersk Line и MSC. В рейтинге перевозок груженых контейнеров с объемом 59 327 TEU CMA CGM на втором месте. В общем контейнерообороте линии 52,3% — это импортная составляющая. Доля груженых контейнеров — 69,7%. MSC — (66 419 TEU, -35%) Швейцарская компания — номер два в мире. Суда компании обрабатываются в Одесском и Ильичевском морских торговых портах. MSC в партнерстве с Maersk Line до ноября 2015 года выполняла судозаходы в украинские порты на прямом сервисе АЕ3 на терминал «ГПК Украина» и терминал Ильичевского морского рыбного порта. С отменой сервиса АЕ3 MSC запустила еженедельный фидерный сервис Ukraine Shuttle с трансшипментом через турецкий Асия Порт, сохранив заход на терминал «ГПК Украина» и вернувшись в Ильичевский морской торговый порт. MSC предлагает также еженедельный сервис Ukraine Feeder Service c заходом в Одесский и Ильичевский торговые порты. В 2015 году доля компании в украинском контейнерообороте сократилась до 12,7%, против 15,2% в 2014-м. MSC уже несколько лет лидирует среди линейных перевозчиков в Ильичевском торговом порту, в Одесском порту компания занимает третье место. Доля груженых в общем объеме контейнеров у компании одна из наибольших — 83,8%. В структуре отправок преобладает экспорт — 50,3% всего контейнерного потока. ZIM — (44 763 TEU, -21,2%) Израильская компания — номер 18 в мире. Предлагает прямой сервис из Азии в Одессу EMX (East Med/Black Sea Express Service) с заходом на терминал «ГПК Украина». ZIM стабильно удерживает четвертое место в рейтинге перевозчиков через украинские порты. Несмотря на падение объемов, доля ZIM на украинском контейнерном рынке в 2015 году выросла на один пункт, до 8,6%. В рейтинге перевозчиков груженых контейнеров ZIM также на четвертом месте. Доля груженых в общем объеме контейнеров у компании наибольшая среди перевозчиков первой пятерки — 87,9%. Напомним, что ZIM — это первый мировой контейнерный перевозчик, пришедший на украинский рынок в 1992 году. До 2002 года компания занимала лидирующее положение в Одесском порту. HAPAG-LLOYD — (24 864 TEU, +27,3%) Немецкая компания – номер пять в мире. Работает в Альянсе G5 с другими перевозчиками. Предлагает еженедельный фидерный сервис BSF (Black Sea Feeder) из Порт-Саид в Одессу с заходом на терминал «ГПК Украина». Hapag-Lloyd — единственная компания в пятерке лидеров, которой удалось в 2015 году увеличить объемы перевозок контейнеров через порты Украины. Доля ее на украинском рынке выросла до 4,8%. В рейтинге перевозчиков груженых контейнеров компания на пятом месте, доля груженых в общем объеме перевезенных контейнеров — 75,3%. В феврале 2016 года Hapag-Lloyd совместно с Arkas запустила новый еженедельный сервис Black Sea Mediterranean Express (BMX), который соединил порты Черного и Средиземного морей. Ротация портов: Дамьетта — Порт-Саид — Ашдод — Стамбул (Мардаш и Марпорт) — Новороссийск — Одесса — Констанца — Стамбул — Измит — Измир — Дамьетта. Планируются к перевозке грузы как для локального рынка, так и в трансшипменте в/из Европы, Африки, Азии и Южной Америки. На сервисе BMX задействовано три судна вместимостью 1700 TEU каждое, с большим числом разъемов для подключения рефрижераторных контейнеров. |
|
Всего комментариев: 0 | |