Украина экспортирует в этом году около 17 млн. тонн зерна. Такой прогноз дал президент Украинской зерновой ассоциации Владимир Клименко. По его словам, урожай нынешнего года не превысит 42 млн. тонн.
Но уже сейчас все признают, что на зерновом рынке Украины - критическое состояние дел, вопрос его эффективности и прозрачности не решен. Еще за две-три недели до начала жатвы цены на зерно держались на уровне 1000-1200 грн., но стоило комбайнам выйти в поле, как произошел обвал цен. Сейчас цена несколько поднялась и составляет 1000-1100 гривен за тонну пшеницы третьего класса, 800-950 гривен - за тонну фуража, а за ячмень дают и того меньше. Может ли быть в выигрыше при таком раскладе герой жатвы – производитель зерна, а не торговец им? Пока что этого не видно…
Аграрии Херсонщины рассчитывают на урожай 1 млн. 678 тыс. тонн. Но зернотрейдеры вряд ли предложат за него высокие закупочные цены. Платить аграриям меньше позволяют и новые ГОСТы, вступившие в силу с 1 июля текущего года. Если ранее класс продукции определялся в зависимости от процентного содержания в ней белка, то сегодня главным ориентиром названа клейковина, что соответствует мировым стандартам. Но хлеборобы в панике — пшеница, которая еще в прошлом году классифицировалась как продовольственная и соответственно оплачивалась, сейчас причисляется к фуражу.
Если учесть, что в валюте злаки подешевели чуть ли не в разы, то можно предположить, что наступающий маркетинговый сезон станет для зернотрейдеров наиболее прибыльным. Накал страстей переместился сегодня в порты, откуда зерно уходит на экспорт. Трейдеры потребовали от правительства пересмотреть портовые сборы, считая их неоправданно высокими.
- Но нельзя всех стричь под одну гребенку. Стоимость перегрузки зерна в государственных портах в семь раз меньше, чем в частных погрузочно-разгрузочных терминалах, - $2.8 против $18-20 за тонну, - сообщил заместитель министра транспорта и связи – глава Государственной морской и речной администрации Михаил Чубай. – Кроме того, следует учитывать, что тарифы в портах в разы ниже ($2,8 за 1 тонну), чем за хранение зерна на элеваторах.
Он также подчеркнул, что украинские порты готовы к перевалке зерна. В этом смогли убедиться и участники регионального совещания, состоявшегося на днях в Николаеве. С экспедиторами, стивидорами и зернотрейдерами встретился первый заместитель главы Государственной морской и речной администрации Геннадий Рак.
- Мы проанализировали уровень тарифов на обработку зерновых, изучили ситуацию с перевалкой грузов и вышли на проблемы, решение которых зависит уже не столько от Минтранса, сколько от правоохранительных органов, - подчеркнул Геннадий Рак. - Я провел несколько встреч в Николаеве, в том числе – с представителями Илличевского и Херсонского портов. Так вот, могу заявить со всей определенностью: государственные порты работают сегодня полностью в рамках закона и по тарифам, согласованным с Кабинетом министров. Чего не скажешь о частных погрузочно-разгрузочных терминалах.
По мнению портовиков, тарифы, действующие на государственных предприятиях, абсолютно не влияют на цену зерна и на благополучие его производителей. Если государственные порты будут работать с аграриями по прямой схеме, без посредников, то цена услуги за перевалку снизится втрое!
- Вот почему сегодня мы рассматриваем проект строительства в Херсонском морском торговом порту зернового терминала, который позволит максимально упростить схему работы с производителями зерна, - сообщил Геннадий Рак. – Этот проект особенно важен для Херсона, всегда считавшегося хлебным портом. Аграрии области получат возможность существенно снизить расходы на хранение и транспортировку зерна. Сегодня проект изучают эксперты. Поставлена задача включить его в программу перспективного развития Херсонского морского торгового порта, представить на утверждение Минтранса. Расходы по строительству терминала будут внесены в финансовый план предприятия.
Строительство зернового терминала ощутимо улучшит схему работы с зерновыми грузами в Херсонском порту, снимет часть экологических проблем. В этом убежден начальник ХМТП Андрей Егоров.
- Недавно, выступая перед аграриями Полтавской области, Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко затронула вопрос о развитии внутреннего судоходства. Для нас это очень важно, поскольку мы не раз ставили вопрос о возрождении судоходства на Днепре. Строительство терминала станет «первой ласточкой». Кроме того, инвестиционный проект, поддержанный Минтрансом и реализованный за счет собственных средств порта, даст возможность серьезно увеличить платежи в государственный и местный бюджет. Поставлена задача: к августу следующего года зерновой терминал сдать.
Автор: Мирон Буба
На снимке автора: Геннадий Рак посетил Херсонский морской торговый порт и ознакомился с местом расположения будущего зернового терминала.