18:50 Шелковый путь создали еще раз | |
30 ноября власти ряда стран Азии объявили о создании нового консорциума крупных транспортно-логистических компаний, чтобы ускорить реализацию транскаспийского транспортного маршрута Китай – Турция – Европа в обход России. Отправка первых контейнеров из Китая в адрес Турции, Грузии и стран Южной Европы намечена уже на 2016 год. Отечественные эксперты видят множество финансовых сложностей у нового проекта. Презентация возможностей и перспектив транскаспийского транспортного маршрута прошла на днях в Стамбуле. Грузинская железная дорога совместно с транспортно-логистическими компаниями Казахстана, Китая, Турции и Азербайджана анонсировали намерение создать и активно развивать сухопутный маршрут из Китая в страны СНГ, республики Кавказа и Южную Европу. «В рамках проекта в течение 2016-го намечено транспортировать через Грузию первые несколько тысяч контейнеров из Китая в направлении Турции и Европы, с будущего года намечено также начать перевозку грузов через Украину в Северную и Восточную Европу. Посредством этого проекта Грузия вновь вернется на тот традиционный и исторический торговый путь, который называется Шелковым путем, – сказал представитель Грузинской железной дороги. В ГЖД также сообщили, что представители крупных транспортно-логистических операторов Турции, Казахстана, Азербайджана и Грузии учредят консорциум для транспортировки грузов по этому маршруту. Его основателями будут китайская Mishgeng Logistics, грузинская Trans Caucasus Terminals, «КТЖ Экспресс» (дочерняя компания Казахстанских железных дорог), Азербайджанское Каспийское морское пароходство и азербайджанская компания «Караван логистикс». Турция представлена в консорциуме в качестве ассоциированного члена. Одной из составных частей транспортного маршрута Китай – Турция – Европа должна стать железнодорожная магистраль Баку –Тбилиси – Карс. Ее ввод в эксплуатацию также намечен на 2016 год. Напомним, что активизацией «Шелкового пути» как по территории РФ, так и в обход нее бизнес и власти евразийских стран занимаются уже не первый год. И это понятно, ведь плюсы такого проекта очевидны. «Достаточно сказать, что отправка контейнеров из морских портов Китая занимает как минимум в 2 раза больше времени, чем если бы мы отправляли грузы в Европу сухопутным евразийским коридором. Соответственно, уменьшается и стоимость транспортировки», – отмечают в компании ТОО «ТрансКом». Однако из-за ограничений, накладываемых китайскими дорогами, части предприятий из развивающихся регионов КНР этот вариант не подходит. «Для них рациональнее вывозить свою продукцию на экспорт в Европу железнодорожным или автомобильным транспортом через Казахстан и далее опять-таки по территории РФ. Это так называемый средний вариант экономического пояса Нового Шелкового пути. Дополнительной мотивацией для его развития служит еще и необходимость вывоза в ЕС монгольских товаров. Косвенно это стимулирует российские железные дороги развивать пути для подхвата грузов, а заодно и забирать транзит из Казахстана», – комментируют эксперты Актауского международного морского торгового порта. Отраслевые аналитики довольно критично смотрят на будущее нового проекта. «Вопрос в том, что нужно сделать в рамках данного консорциума, для того чтобы эффективно конкурировать с Транссибом. Пока же, ввиду пересечения пяти границ вместо двух и дополнительной двукратной перевалки грузов (для переправы через Каспий), проект не выглядит очень уж привлекательным», – комментируют эксперты инвестиционного холдинга «Финам». По словам аналитиков, при транспортировке грузов некоторый выигрыш в расстоянии до Южной Европы не окупает вышеуказанных проблем, так как это не самые емкие рынки. «При этом если, как озвучено, к проекту подключить еще и Украину для сокращения пути на север Европы, то придется еще раз переваливать грузы на суда и обратно», – подытоживают в «Финаме». Пока идея не выглядит привлекательной и конкурентной, однако это не отменяет необходимости для России развивать транспортно-логистическую инфраструктуру на направлении Китай – Европа.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |