Главная » Статьи » ОБЗОРЫ

10 дней Таможенного Союза.
В наиболее выигрышном положении оказались граждане, пересекающие границу таможенного союза. Здесь с таможенным оформлением и декларированием все относительно ясно:
Вес багажа, разрешенного к ввозу без сборов увеличили с 35 до 50 кг.
Стоимость багажа, разрешенного к ввозу без сборов увеличилась (при нынешнем курсе Евро) с 65 тысяч рублей до 1,5 тысяч евро.
Пошлина на ввозимые сверх указанной нормы товары составит 30% но не менее 4 евро за кг.
Объем разрешенной к ввозу алкогольной продукции снизился с 10 до 5 л на одного человека.
Объем беспошлинно ввозимой алкогольной продукции увеличился с 2 до 3 л.

Сложнее дело обстоит с посылками в адрес российских граждан, включая клиентов интернет-магазинов. Представители основных курьерских компаний до сих пор не имеют ясности по поводу того, как все-таки им придется проводить таможенное оформление экспресс-грузов, и ждут разъяснений от таможенников. Таможенники в свою очередь также оказались не готовы в играм по новым правилам и ждут пояснений от руководства, так как порядок оформления должен быть существенно изменен:
Посылки стоимостью до 200 Евро, которые раньше можно было растаможить по упрощенной схеме, необходимо будет теперь регистрировать в присутствии получателя или его таможенного представителя.
Беспошлинно теперь можно получить посылку таможенной стоимостью до 1000 евро и весом до 31 кг, ограничение на получение таких посылок составляет теперь 1 раз в месяц.
Беспошлинно можно получить только товары по характеристикам и количеству предназначенных для личного пользования (например, производственная поточная линия и оптовые закупки белья к оным не относятся). Уже опубликован перечень товаров, которые не относятся к перечню товаров для личного пользования.

Более конкретных указаний в адрес таможенников не поступало, поэтому тут каждый пост действует на свой страх и риск, кто-то оформляет малоценные товары по старой схеме, откладывая более крупные и дорогие посылки на потом, кто-то стопорит оформление всех грузов, ожидая более детальных инструкций сверху.

Также в ожидании инструкций и разъяснений замерли и таможенные посты, специализирующиеся на таможенном оформлении коммерческих грузов. В логистической среде ходят даже слухи о том, что столь затянувшаяся проверка на Балтийской таможне призвана прикрыть полную неготовность сотрудников таможни к работе по новым правилам. Причина подобной неразберихи проста и банальна: законотворцы не успели принять все необходимые законодательные акты, на основании которых ФТС могла бы дать столь любимые таможенниками инструкции и разъяснения, а что все же было написано в таможенном кодексе.

Во первых, неразбериха кроется в самой иерархии таможенного законодательства тс. Для решения вопроса участнику ВЭД рекомендуется ознакомится со следующими документами:

-Таможенным кодексом таможенного союза -Решениями комиссии таможенного союза - Национальным таможенным законодательством -НПА изданными национальными таможенными службами, прочими министерствами и ведомствами.

Очевидно, что работа по перекапыванию документов по каждому вопросу в области таможенного дела предстоит солидная. Однако, на этом трудности для российских участников ВЭД не заканчиваются. Так называемое национальное таможенное законодательство, а точнее закон о таможенном регулировании должен был быть принят к 1 июля этого года. Однако, в последний момент его принятие было отложено на осень.

Предположительно сразу в силу нескольких причин:
Представители ФТС попытались обеспечить себе избыточные полномочия, что не встретило поддержки со стороны Минэкономразвития.
Минэкономразвития также посчитало избыточными прописанные в законе таможенные процедуры
Законотворцам не хватило времени для детальной работы над законопроектом.
К моменту предполагаемого принятия закона было ясно, что законодательная база достаточно сырая и что к осени необходимо будет вносить поправки. Таким образом, принятие закона было отложено для сбора статистики и корректировки что называется по ситуации.

Просто отложить принятие ЗОТ на осень было нельзя. Таможенный кодекс Таможенного Союза оставляет неурегулированным большое количество вопросов по таможенному оформлению, кои, по мнению его создателей не относятся к существенным. Он содержит около 300 отсылочных норм. Отсылка идет на нормы национального таможенного законодательства. То есть, на Закон о таможенном регулировании, а он у нас не принят. Естественно, что перед 1 июля встал вопрос о том, а как же будут регулироваться эти моменты? И тут было принято поистине соломоново решение. Все, что еще неурегулировано новым законодательством должно определяться старым. Так Таможенный кодекс РФ 1 июля 2010 не был отменен, а остался в силе «в части не противоречащей ТК ТС». Вместе с таможенным кодексом в силе остались все письма, телеграммы и инструкции, которые создавались на его основе. Очевидно, что теперь участники ВЭД рискуют утонуть в море кодексов, НПА и пр, новых и старых решений. Чтобы хоть как-то облегчить их участь, ФТС 29 июня разродилась общими пояснениями, как изменится порядок таможенного оформления, а также памяткой на 30 страниц где было перечислено, какие статьи ТК РФ остались в силе, а какие заменены ТК ТС. Эта памятка лишила надежды на благополучный исход дела даже самых отчаянных оптимистов, так как напомнила старую репризу Владимира Винокура про «здесь играть, здесь не играть, а здесь я рыбу заворачивал».

Как уже было сказано выше, таможенники на местах на берут на себя ответственность самостоятельно прочитать законы и сделать выводы по поводу порядка оформления и терпеливо ждут инструкций. Наиболее смелые рекомендует придерживаться пока старых правил, так например, при сборе документов для таможенного оформления, руководствоваться 536 приказом, а не ТК ТС, так как его положения, по мнению некоторых инспекторов, являются рамочными.

Некоторые представители таможни в своей боязни самостоятельно читать законы доходят до откровенного маразма. Так, например, по информация таможенного форума ТКС, экспортерам товаров с нулевой вывозной пошлиной было отказано в установленном кодексом таможенном оформлении за 4 часа, по причине того, что этот порядок распространяется на товары, пошлины в отношении которых не установлены, а нулевая пошлина является установленной.

Несмотря на всю царящую неразбериху, новое таможенное законодательство имеет и ряд положительных для участников ВЭД моментов. Например, он предусматривает для сотрудников таможни дисциплинарную ответственность, вплоть до увольнения за затягивание процедуры таможенного оформления. Правда, кодекс не поясняет, по каким критериям определять, затягивает ли таможенник оформление или просто тщательно делает свою работу. В своем выступлении на форуме Логист 2010 Н. Кутлубаев рекомендовал участникам ВЭД при возникновении спорных ситуаций вести съемку на мобильный телефон, однако, как представители таможенного ведомства будут реагировать на съемку и в чью пользу принимать решения, покажет уже практика.

Соглашение об определении таможенной стоимости , заменившее Закон о таможенном тарифе, также содержит несколько полезных замечаний, в частности о том, что пресловутые контрольные показатели не могут применяться для определения ТС, там же детально прописана методика перехода от одного метода к другому, условия неприменения методов определения тс, а также дано детальное описание того, что подразумевается под резервным методом. Собственно говоря, вся таже информация содержалась и в Законе о таможенном тарифе, что не мешало таможенникам относится к ним откровенно наплевательски. Однако в новом соглашении, все эти важные для участника ВЭД моменты сформулированы несколько резче, что дает шанс на более успешное отстаивание собственных прав.

В общем и целом, первые десять дней таможенного союза показали, что опасения большинства участников ВЭД сбылись и 1 июля мы остались один на один с недоработанным законодательством, дорабатывать которое по основным моментам представители ФТС будут как минимум до начала августа. Поэтому все участникам ВЭД рекомендуется запастись терпением и ежедневно мониторить изменения таможенного законодательства, а также появление инструкций и разъяснений со стороны ФТС. Все самое трудное только начинается.



Источник: http://www.cargo.ru/practices/367
Категория: ОБЗОРЫ | Добавил: admins (2010-07-19) | Автор: Мария Канаева
Просмотров: 527 | Теги: таможенный кодекс, практика, эксклюзив, 1 июля 2010, таможенный союз | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]