Главная » Статьи » ОБЗОРЫ

ПОВТОРИТ ЛИ «УКРАИНСКОЕ ДУНАЙСКОЕ ПАРОХОДСТВО» ПЕЧАЛЬНУЮ СУДЬБУ ЧМП? СКОРЕЕ ВСЕГО, «ДА», ЕСЛИ БУДУТ ДЕЙСТВОВАТЬ УСТАРЕВШИЕ ЗАКОНЫ.
ФЛОТ УМЕР, НО ЗНАЧИТСЯ В СПИСКЕ ЖИВЫХ.
В условиях рыночной экономики трудно представить себе бизнесмена или какую-нибудь фирму, которая год за годом берет деньги в долг у банков, государства, других организаций, продолжает свою деятельность, но в конечном счете продолжает терпеть убытки. А вот в нашем государстве такое возможно и причем, благодаря законам самого государства.
Судите сами. Из этих 19,2 млн убытков львиную часть - 17,9 составила доля морского дивизиона: затраты на содержание «отстойного» флота, в который входит почти 50 судов в возрасте от 35 до 60 лет, то есть полностью изношенных.
На содержание указанных судов пароходство вынужденно ежегодно тратить до 30 млн. грн., отвлекая их от основной производственной деятельности и экономя на ремонтах других судов, капитальных вложениях в развитие и, главное, на заработной плате собственных работников – моряков. Причина этих бесполезных расходов - законодательные ограничения по распоряжению имуществом, которые создают фактически дискриминационные условия для предприятия и направлены на его уничтожение. В течение более чем двух лет ОАО ”УДП” пытается решить вопрос списания морально и физически морских и речных судов, которые уже на протяжении длительного времени находятся в отстое и никогда уже в рейс не уйдут. Однако, как говорится, «воз и ныне там».
ТЯНЕТСЯ ДОЛГОВОЙ ШЛЕЙФ…
Эта многолетняя проблема привела к накоплению других долгов, в первую очередь, связанных с обслуживанием текущей кредиторской задолженности. Образовавшийся таким образом дефицит оборотных средств привел к аресту судов пароходства за рубежом, возникновению просроченной задолженности по заработной плате. К существующим собственным проблемам предприятия, в результате мирового финансового кризиса, добавились существенное снижение фрахтовых ставок, острый дефицит предложений от грузовладельцев.
В экономическую пропасть «УДП» тянут и решения предыдущего руководителя пароходства О.Н. Титамира, который в конце 2007 года передал во фрахт 10 судов иностранной компании «Bardina Shipmanagement Ltd (Cyprus). Получив суда, фрахтователь, без согласования с пароходством, передал их для фактической эксплуатации другим операторам: «Морской Технический Центр», «Silver Knot Shipping», Marine Energy Trading Company Ltd.» (МЕТСО). В конце 2008 года фрахтователь полностью перестал выполнять свои обязательства по договору бербоут-чартера, вследствие чего образовалась задолженность перед пароходством в сумме 841 тысяч долл. США. Несмотря на то, что рассмотрение иска ОАО «УДП» к «Bardina Shipmanagement» продолжается в Морской Арбитражной комиссии, вся ответственность за долги фрахтователя легла на «УДП».
В результате в Стамбуле был арестован по долгам фрахтователя за топливо теплоход «Василий Шукшин». Экипаж находился на борту без воды, топлива и продуктов. Турецкая бункерная компания предъявляет к пароходству финансовые требования в размере около 130 тыс. долл. США, грозя продажей судна с аукциона. В г. Тузлы (Турция) по долгам бербоутного фрахтователя за ремонт задержан теплоход «Сергей Грицевец». Экипаж находится на борту. Сейчас турецкое судоремонтное предприятие предъявляет к пароходству финансовые требования в размере около 500 тыс. долл. США, грозя продажей судна с аукциона. Теплоход «Николай Заболоцкий» находится в Одессе, но также обременен долгами за ремонт (около 80 тыс. долл. США). При этом вынесено предписание санитарным врачом о запрете нахождения экипажа на борту. Остается добавить, что для сохранности данного государственного имущества пароходство несет затраты на сумму не менее 12 млн. гривен в год.
При этом следует помнить, что за судами УДП тянется шлейф претензий кредиторов, исчисляемый миллионами долларов, оставленных Bardina Shipmanagement Ltd. Кредиторы, разуверившись в получении денег от этого горе-фрахтователя, только и ждут захода судов УДП в Турцию, Россию, Румынию, Болгарию для их ареста. Затем последуют штрафные санкции грузовладельцев, судебные издержки, внесение денежного залога.
А ПОЛУЧИЛОСЬ ЕЩЕ ХУЖЕ
Нельзя сказать, что украинское правительство не обращает внимания на проблемы УДП. 31 марта 2004 года Постановлением Кабинета министров Украины № 428 была утверждена Программа комплексного развития украинского Придунавья на 2004 - 2010 года. Этой Программой планировалась поддержка государственной судоходной компании ОАО "Украинское Дунайское пароходство" путем строительства на отечественных судостроительных заводах морских и речных судов, а именно сухогрузов дедвейтом 5,5 тыс. тонн, двух речных пассажирских судов и 20 речных барж-секций на Килийском судостроительно-судоремонтном заводе. Для этих целей планировались ежегодные ассигнования на государственную поддержку строительства флота для ОАО „УДП” в размере 16 млн. гривен.
Лишь в 2004 - 2005 годах из государственного бюджета было направлено 28,6 млн. грн. из запланированных 32 млн.. В 2006 - 2008 годах указанное финансирование не осуществлялось, а в Законах Украины о Государственном бюджете Украины на 2007 и 2008 годы финансирование этой программы вообще не предусмотрено. Чтобы в хоть какой-то степени спасти эту программу, УДП на протяжении 2005 - 2006 годов выделило около 28,4 млн. грн. собственных средств, из которых 4 млн. долл. США - целевой кредит в ОАО „Экспортно-импортный банк Украины» на приобретение комплектующего оборудования для главного морского судна проекта RSD09.
Эти благие намерения пароходства привели к тому, что УДП несет колоссальные убытки по содержанию приобретенного и нерастаможенного комплектующего оборудования для строительства морского судна. Только по целевым средствам, заимствованным в ОАО „Экспортно-импортный банк Украины», пароходство платит около 8,7 млн. гривен в год.
На предприятии существует невозмещенный налог на добавленную стоимость в размере 2,1 млн. гривен. Пароходство неоднократно обращалось в налоговую администрацию с предложением оформления мирового соглашения для направления этих средств на погашение задолженности по заработной плате и налогов. Однако и эта проблема до сих пор не решена.
В ОЖИДАНИИ ПОПУТНОГО ВЕТРА
Несмотря на сложившиеся обстоятельства, на предприятии активно работают над тем, чтобы удержаться на плаву в ожидании государственных решений и изменений в законодательстве, касающихся Украинского Дунайского пароходства. В немалой степени надежды связаны с приходом в УДП в начале этого года нового президента Вадима Сухоненко. Молодой руководитель уже провел ряд активных действий, направленных на финансовую стабилизацию компании. Оптимизирована численность персонала. Так, с начала года численность работников плавсостава сократилась на 18,1 процента - 458 человек. После внедрения новой организационной структуры сократился не только штат береговых структур пароходства, но и количество управленческих подразделений – с 41 до 25.
По итогам первого полугодия пассажирский флот увеличил свою прибыльность в три раза по сравнению с прошлым годом. Приблизился к безубыточной работе речной флот. В конце мая ОАО "УДП" удалось возобновить отгрузку железорудных грузов в направлениях Смедерево и Линц (Woest Alpine).
- Прежде всего, необходимо добиться разрешения на продажу нашего плавучего металлолома,- говорит президент «УДП» Вадим Сухоненко.- Здесь все упирается в Верховную Раду, которая, к сожалению, фактически не работает на благо экономики. Мы находимся в постоянном контакте с народными депутатами. Вроде бы, у всех есть понимание в необходимости помощи пароходству, все нам сочувствуют, соглашаются. Но прогресса в решении этой проблемы пока не видно. Никто ничего не хочет либо не может изменить. В любом случае будем добиваться вынесения вопроса на следующую сессию Верховной Рады. Другого выхода нет. Ведь может случиться так, что когда мы добьемся эффективной работы речных и пассажирских судов, убытки неработающего морского флот сведут на нет все наши совместные усилия и рано или поздно приведут к краху УДП.
И ВСЛЕД ЗА ТЕМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС
Недавно в Измаиле хоронили Сергея Вартенкова, сварщика с теплохода «Марафон», погибшего на борту судна в плену у сомалийских пиратов. На траурном митинге не раз звучали слова о том, что если бы Украинское Дунайское пароходство развивалось в соответствии с нормальными законами рыночной экономики, то 30-летнему моряку не пришлось бы наниматься в иностранную компанию под «чужой флаг». Еще недавно Дунай кормил тысячи измаильских моряков и их семьи, а УДП контролировало значительную часть грузопотока на главной европейской реке.
Сегодня значительная часть этих моряков находится без работы, а оставшиеся на борту получают зарплату, не сравнимую с их вкладом в работу пароходства. Но винят они в этой ситуации не свое руководство. Все чаще они направляют свои взоры на киевские коридоры власти, потому что только там может решиться их судьба. Они, как никто другой, понимают, что сегодня в высших эшелонах власти приоритетными являются прежде всего политические, а не экономические вопросы. Верховная Рада даже не может избрать нового министра транспорта и связи, который сможет содействовать решению проблем УДП. А в обезглавленном Минтрансе сегодня вряд ли найдется руководитель, который возьмет на себя ответственность за решение, касающееся судеб более чем 3-тысячного отряда измаильских моряков, судостроителей и других морских специалистов УДП. Уже раздаются голоса моряков, которые призывают к походу в Киев, чтобы встать у здания Верховной Рады и обратить внимание нардепов на судьбу Украинского Дунайского пароходства и свое будущее.
Автор: Александр ФЕДОРОВ, пресс-секретарь Ассоциации судовладельцев Украины.
Категория: ОБЗОРЫ | Добавил: admins (2009-08-04)
Просмотров: 970 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]