Главная » Статьи » ОБЗОРЫ

Альтернативный дунайский ГСХ и Сасык. Решение двух проблем в одном проекте
3. Строительство порта и припортового промышленного узла по принципу обособленных терминалов вдоль практически неограниченного коренного западного берега Сасыка, подвод базовых коммуникаций (железной и автомобильных дорог, линий электропередач), создание припортового промышленного комплекса. Здесь вряд ли для завершения всего проекта могут быть определены какие-либо временные рамки – этот процесс бесконечен, благо территориальных ограничений практически нет. Однако для создания первой очереди порта, вероятно, понадобится около 3 лет. К тому же портовое хозяйство можно строить параллельно созданию ГСХ.

Таким образом, в случае создания в украинской дельте Дуная ГСХ по трассе утратившего свое целевое назначение крупного ирригационного канала Дунай-Сасык и далее через юго-восточную часть водоема в Жебрияновскую бухту Черного моря в настоящее время просматриваются следующие основные интересы ключевых действующих сил этого непростого, но многообещающего проекта общегосударственного уровня.

Экономические интересы государства:

1. Стабильный, экономичный и перспективный ГСХ с полноценным устьевым портом высокой категории реально может стать ключевым узлом макроэкономического развития Украинского Придунавья. Практически это возможность создания украинского прототипа исключительного эффективного и перспективного румынского экономического приморского узла в районе портовой Констанцы с возможностью создания ему реальной конкуренции.

2. Возможность решения в рамках одного проекта двух крупных вопросов национального уровня: создания надежного и хорошо прогнозируемого ГСХ вне активной зоны дельты и надлежащее восстановление соединения Сасыка с морем, о чем недавно принято однозначное решение.

3. Гарантия сохранения судоходства на украинском Дунае в случае каких-либо проблем с ГСХ по гирлу Быстрому.

4. По трассе будущего ГСХ уже вынуто около 100 миллионов тонн грунта (при строительстве ирригационного канала), сформированы хорошо уплотненные приканальные дамбы, имеется детальная геоморфологическая съемка. Стоимость уже выполненных земляных, разведывательных и проектных работ по трассе канала в нынешних ценах составляет около полумиллиарда долларов, что в случае участия инвесторов составит существенную гарантированную долю государства в данном многообещающем проекте.

Политические интересы государства:

1. Исключает какие-либо вопросы трансграничного влияния, так как является шлюзованным (затворным) с относительно незначительными расходами воды и расположен на максимальном удалении от румынской части дельты.

2. Явится важным шагом к восстановлению существенно утерянного в настоящее время положительного имиджа Украины в Европе относительно соблюдения норм охраны природы при экономическом освоении дельты Дуная, так как канал Дунай-Сасык не входит в состав Дунайского биосферного заповедника.

3. Создание стабильного и хорошо прогнозируемого ГСХ с полноценным устьевым морским портом в дельте Дуная существенно поднимет имидж Украины как важнейшего участника 7-го международного транспортного коридора и важнейшего дунайского государства.

Интересы судоходной отрасли:

1. Возможность создания действительно стабильного и прогнозируемого ГСХ с незначительными ежегодными ремонтными черпаниями, так как канал планируется затворным (шлюзованным) с относительно незначительными расходами воды.

2. Возможность создания полноценного устьевого морского порта высокой категории на устойчивом обширном материковом плато за пределами населенного пункта с возможностью беспрепятственного подвода к нему базовых коммуникаций, прежде всего, железной и автомобильных дорог, линий электропередач и т.д.

3. Практически неограниченная возможность развития портового хозяйства и сопутствующего промышленного узла на обширном западном коренном берегу Сасыка с возможностью развития современной не стесненной площадями инфраструктуры на обширном равнинном материковом плато.

4. Существенное упрощение решения социально-бытовых и организационных вопросов персонала порта и ГСХ за счет уже существующего потенциала в близлежащих населенных пунктах.

5. Отсутствие необходимости работы дорогостоящим вахтовым методом, как это недавно имело место в удаленном от наземных коммуникаций порту Усть-Дунайск и, неизбежно, будет иметь место в случае создания порта в устье гирла Быстрое.

Интересы экологии:

1. В отличие от абсолютно всех остальных вариантов ГСХ, включая «соседний» вариант Соломонов рукав – Жебрияновская бухта, совершенно не затрагивает территорию Дунайского биосферного заповедника, так как канал Дунай-Сасык, несмотря на то, что топографически пересекает заповедные Стенцовско-Жебрияновские плавни, территориально вычленен из состава заповедных угодий.

2. Практически полностью отсутствует влияние на природные процессы дельтообразования, так как этот ГСХ, в отличие от абсолютно всех остальных вариантов ГСХ, включая вариант Соломонов рукав – Жебрияновская бухта, проходит далеко за пределами активной зоны дельты и является шлюзованным (затворным).

3. ГСХ как наиболее мощный для ДБЗ антропогенный фактор практически полностью выносится за его пределы, не говоря уже о его наиболее ценной заповедной зоне, которая охватывает передний край дельты.

4. В минимальном объеме дополнительно затронет исключительно ценные первичные природные экосистемы дунайской дельты, так как преимущественно проходит по трассе уже существующего ирригационного канала.

5. Даст возможность попутно восстановить устойчивое соединение Сасыка с морем, что стало исключительно актуальным после прекращения использования водохранилища Сасык в ирригационных целях и принятия решения о восстановлении его соединения с морем.

6. Дает возможность попутно, с минимальными затратами, существенно восстановить наиболее деградированные участки заповедных Стенцовско-Жебрияновских плавней с возобновлением природного влияния на их экосистему сгонно-нагонных явлений и восстановления природных миграций рыб.

7. Наличие вдоль трассы канала удобных мест для складирования изымаемого при дноуглубительных работах грунта (сопредельное заброшенное крупное прудовое хозяйство, потребность многих баз в сопредельной курортной зоне в подсыпке территории и т.п.), существенно упростит непростую проблему его утилизации.

Интересы инвесторов, включая государство:

1. Исключительно выгодный для инвестиций как в части создания самого ГСХ Дунай-Сасык, так и полноценного устьевого порта с хорошо прогнозируемой долгосрочной экономической результативностью.

2. Реально прогнозируемая все возрастающая потребность в инвестициях в связи с ожидаемым развитием припортового экономического узла - прототипа румынской Констанцы.

Интересы подрядчиков и «заинтересованных» групп:

1. Работы реально хватит всем, что весьма актуально в нынешнее кризисное время, однако, в данном случае без акцента на «мутную» не только в физическом плане дунайскую воду.

2. Очень вероятны долгосрочные и все возрастающие контракты по развитию базового канального и портового хозяйства, а затем и припортового экономического узла.

Интересы местного населения:

1. Кардинальное решение исключительно актуального в настоящее время в депрессивном нижнедунайском регионе вопроса прогрессирующей безработицы.

2. Ожидаемые реальные и многочисленные высокооплачиваемые рабочие места с хорошей перспективой существенного социально-экономического развития края, преодоление его депрессивного состояния.

3. Решение экологических проблем Сасыка, что столь актуально в настоящее время для населенных пунктов, расположенных на его берегах.

Интересы придунайских стран и Евросоюза:

1. Дополнительный для дельты Дуная устьевой ГСХ станет гарантией нормальных конкурентных отношений и как следствие, установление «разумной» ценовой политики в этом секторе дунайского судоходства.

2. Дополнительный для дельты Дуная устьевой ГСХ станет гарантией минимизации эффекта «Ростока» в случае аварийной ситуации на одном из устьевых ГСХ.

3. Существенное инфраструктурное укрепления 7-го международного транспортного коридора в рамках Европейской программы развития транспортной сети в самом слабом его звене - судоходстве в устье Дуная. Как известно этот коридор тянется от Черного моря до Рурского промыслового района в Германии и далее до порта Роттердам в Голландии.

май 2009 – май 2010 М.Е. ЖМУД



Источник: http://kiliya.info/blog/alternativnyj_dunajskij_gskh_i_sasyk_reshenie_dvukh_problem_v_odnom_proekteproshlo_bolee_5_let_s
Категория: ОБЗОРЫ | Добавил: admins (2010-06-10) | Автор: Михаил Жмуд
Просмотров: 483 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]