Главная » Статьи » ОБЗОРЫ |
Значительная часть региональной черноморской торговли между Украиной, Турцией, Румынией, Болгарией и Грузией осуществлялась с помощью судов типа «ро-ро», которые перевозили грузовики, разнообразные транспортные средства и железнодорожные вагоны от берега к берегу, однако с конца февраля 2022 паромное сообщение на Черном море фактически прекратилось. Воздействие на специализированных перевозчиков: До февраля 2022 года ро-ро и грузопассажирские перевозки (ro-pax) были удобной услугой и экономили время для трейдеров, которые перевозили свои грузы в Черном море и за его пределами на Ближний Восток, Центральную Азию и Европу. Даниил Мельниченко , аналитик данных Informall BG: «Чтобы пролить свет на текущее состояние специализированных перевозчиков (niche carriers) в Черноморском регионе, мы рассмотрим довоенные цифры. Согласно нашему исследованию, только в течение 2021 года в Украину и из Украины было перевезено около 38 000 грузовиков и трейлеров, более 3 200 железнодорожных вагонов и не менее 45 000 коммерческих и частных транспортных средств». До войны две компании из Ро-ро перевозок, «Cenk RoRo», группа, базирующаяся в Турции и «УкрФерри» из Украины, были основными поставщиками услуг по перевозке грузов в регионе. Перевозчик «УкрФерри» владеет флотом из трех паромов, предназначенных для перевозки подвижного состава и грузовиков одновременно. Эта функция позволила «УкрФерри» набрать обороты благодаря усилиям по устойчивой транспортировке и развитию проектов евроазиатских маршрутных поездов, известных как «Средний коридор» или «Транскаспийский маршрут», частью которой стала железнодорожная паромная линия Черноморск [Украина] – Батуми/Поти [Грузия]. Суда «УкрФерри» на протяжении многих лет обеспечивали сообщение между Грузией и Украиной. Грузия как один из ключевых региональных торговых партнеров Украины установила длительные деловые отношения с украинскими трейдерами и производителями. Кроме того, железные дороги Грузии похожи на украинские, что позволило развить эффективные Ро-ро перевозки подвижным составом между двумя государствами. Однако, как только сообщение было прекращено из-за войны, Сейчас Грузия связана с Европой и Украиной через порт Бургас, Болгария, где болгарский грузопассажирский лайнер «Drujba» под управлением «PB Management» обеспечивает еженедельное обслуживание Батуми. Другой железнодорожный/автомобильный перевозчик "Geroite Na Sevostopol" болгарской фирмы Navibulgar регулярно курсирует из Варны в порт Поти. В то время как экспортные отгрузки зерна недавно возобновились в Одесском заливе, украинские Ро-ро терминалы остаются закрытыми с 24 февраля 2022 года, поскольку паромы застряли в акватории порта Черноморск. По данным Informall, два из трех судов «УкрФерри» застряли в порту, а оставшееся под названием «Вильнюс» на момент вторжения находились в порту Батуми, что помогло компании избежать блокады. После начала войны УкрФерри пытался задействовать паром Вильнюс на новых рейсах. Сначала «УкрФерри» пытался наладить сотрудничество с болгарским Ро-ро оператором, соединяющим порт Бургас (Болгария) с Поти (Грузия), но безуспешно. Еще одна попытка создать линию, соединившую грузинский Поти и румынскую Констанцу, позволила фирме совершить один рейс в обе стороны, однако возникли определенные подводные камни, которые привели к решению прекратить услугу после первого рейса и вернуть Вильнюс в район якорной. стоянки возле порта Батуми. Пока "Вильнюс" не эксплуатировался, "УкрФерри" искал возможности для чартерной работы на период, в течение которого невозможно было работать на традиционных линиях. Хотя пока непонятно, к какой работе «УкрФерри» в конце концов удалось привлечь судно, MarineTraffic показывает, что судно отошло от якорной стоянки Батуми в августе и курсирует между Алжиром и Испанией. Имея два неработающих судна, «УкрФери» находится в сложной ситуации как с финансовой, так и с операционной точки зрения, и пока другой флот остается недоступным, «Вильнюс» может стать «спасательной лодкой» для компании. Турецкий перевозчик «Cenk RoRo», также пострадавший от российского вторжения в Украину и последующего закрытия ро-ро терминала в порту Черноморска, и два его судна «Cenk Car» [автовоз] и «Cenk M» [многоцелевое судно] с тех пор застряли в порту . Перевозчик «Cenk RoRo» был основным поставщиком услуг Ро-ро, транспортировавшего грузовые автомобили, транспортные средства и проектные грузы между Турцией и Украиной ежедневно без остановок в течение года. В отличие от «УкрФерри», «Cenk RoRo» имеет больший флот из пяти судов, что обеспечивает почти 500 грузовиков и 600 пассажиров. Пока два судна «Cenk RoRo» застряли в Украине, остальной флот циркулирует в Средиземном и Черном морях. Развитие Ро-ро терминалов в регионе: Новые возможности и растущий спрос среди региональных перевозчиков побуждают Ро-ро «аутсайдеров» подробно изучать Черноморский регион. Констанца (Румыния) расположена на перекрестке торговых путей, соединяющих рынки стран Восточной Европы (не имеющих выхода к морю) с Кавказом, Ближним Востоком и Центральной Азией. Порт стал грузово-транзитным узлом для всех видов транспорта, включая Ро-ро. Расположение порта привлекательно для Ро-ро операторов, желающих наладить новые линейные услуги в регионе, однако существующие мощности и инфраструктура Ро-ро терминалов не удовлетворят потребности операторов полностью. Маловероятно, что Констанца, основным бизнесом которой является перевалка контейнеров и зерна, сделает развитие Ро-ро терминала приоритетом на фоне высокого, но достаточно краткосрочного спроса на Ро-ро услуги в Черном море. Вдобавок, порт Констанца, исторически не имеющий выхода к морю в зоне города, имеет достаточно ограниченные возможности для дальнейшего расширения Ро-ро терминала. Заблокированный Ро-ро терминал в Черноморске заставил торгующих с Украиной региональных грузоотправителей перенаправить движение своих грузовиков Ро-ро в Констанцу, поскольку это ближайший выход в море перед украинской границей. Крупный экспедитор в Украине рассказал Informall BG, что «текущее время ожидания на границе Румыния-Украина для импортных грузовиков составляет две недели, в то время как водителям, перевозящим экспортные грузы в Констанцу, приходится ждать до недели». Действительно, порт Констанца переживает беспрецедентное время, когда спрос на услуги по обработке грузов превышает пропускную способность порта, особенно на Ро-ро терминале. Около 70% ро-ро трафика, поступающего в Констанцу, можно направить в украинские пункты назначения, если в порту будут облегчены трудности с операционным и транзитным оформлением. Однако такие факторы, как отсутствие прорыва в оформлении транзитных грузов, трансграничные пробки и довольно низкая рентабельность услуг Ро-ро терминалов, удерживают Ро-ро оператора Констанцы от самостоятельного инвестирования в развитие терминала. Природа индустрии Ро-ро терминалов часто требует значительного привлечения других заинтересованных сторон к развитию инфраструктуры терминала – прежде всего операторов линейных переправ. Часто паромные операторы побуждают инвестировать в развитие терминала в обмен на определенные механизмы компенсации, предназначенные для удобства транспортного оператора. Кроме того, операторы паромных переправ могут получить инвестиции с помощью юридических и фискальных преимуществ, обычно используемых в долгосрочных бизнес-проектах. Поскольку услуги Ро-ро не являются основной деятельностью порта Констанца, ожидается, что значительный вклад в развитие Ро-ро терминала будут сделаны операторами, которые хотят наладить долгосрочные услуги Ро-ро в регионе через Румынию. Василий Веселовский , генеральный директор Informall, говорит: « Хотя существуют четкие возможности успешного создания Ро-ро услуг из Турции/Грузии в Румынию/Болгарию, они становятся менее привлекательными для Ро-ро операторов, когда они знакомятся с условиями терминала о предоставлении услуг. Терминалы в Болгарии и Румынии ищут возможности совместного инвестирования в инфраструктуру терминала и модификации конструкции причальных сооружений, чтобы улучшить финансовую модель терминала. Другими словами, развитие причального понтона [при необходимости], обустройство паркинга и FPR (первая точка остановки) требуют от терминала значительных CAPEX/OPEX инвестиций, тогда как доход остается на достаточно скромном уровне, особенно от услуг грузопассажирских перевозок”. Явные возможности не подразумевают их устойчивости: Сегодня, когда в Украине идет война, на терминалах Констанцы наблюдается значительный избыток грузов, главным образом – через украинских и молдавских грузоотправителей, которые перемещают свои грузы транзитом. Важно, что ни Румыния, ни соседняя Болгария никогда не видели в своих портах больших объемов транзитных грузов до начала войны в Украине. Поскольку Украина и Молдова не являются членами системы Таможенного союза ЕС, транзитные грузы, поступающие в порты Румынии и Болгарии, требуют соответствующей обработки. Как следствие, недостаточно отлаженные таможенные процедуры и оформление документов способствуют задержкам и перегрузкам терминалов, особенно в порту Констанца, а затем – и на украинских границах. Пока оба перевозчика «Cenk RoRo» и «УкрФерри» борются за застрявшую в Украине часть своего флота, на рынок выходит еще один Ро-ро перевозчик. Оператор Sea Lines, базирующийся на Аландских островах, собирается наладить сервис, соединяющий Турцию и Румынию с недавно переоборудованной компанией SEA ANATOLIA (бывший EUROPEAN SEAWAY P&O Ferries). Несмотря на разрушительную войну и риски, окружающие Черноморский регион, перевозчик инвестирует в инфраструктуру Ро-ро терминала и намерен запустить линию в конце 2022 – начале 2023 года. Экономическое влияние на регион: Кроме Украины, которая, конечно, несет наибольшие финансовые потери от российского вторжения, также пострадали некоторые отрасли в Турции и Грузии, зависящие от своевременного предоставления Ро-ро услуг. Турция и Украина являются основными торговыми партнерами во многих отраслях промышленности, в частности, пищевой. Соглашение о свободной торговле между Турцией и Украиной, подписанное 3 февраля 2022 года, незадолго до вторжения, должно было обеспечить дальнейший толчок экономике обеих сторон. Исследование Informall BG показывает, что агропродовольственные товары, такие как фрукты и овощи, составляли до 50% от общей торговли Ро-ро между Турцией и Украиной в 2021 году. Только в 2021 году из Турции в Украину было перевезено около 230 000 тонн различных пищевых продуктов и почти весь этот объем выполнил перевозчик Cenk RoRo. Проектный менеджер Informall BG Александр Хромов рассказывает: «Украинские ритейлеры активно закупали сельскохозяйственную продукцию из Турции каждый зимне-весенний сезон. Турецкая фермерская продукция на протяжении многих лет была доступна для украинских покупателей в холодное время года. К сожалению, поскольку Украина была отключена от Ро-ро сообщения через российскую морскую блокаду, эти грузы пришлось транспортировать по наземным путям с очень высокой ставкой фрахта. Большинство товаров турецкого производства в Украине подорожали, многие просто исчезли с прилавков». То же произошло с продуктами грузинского происхождения, которые транспортировались грузовиками и железнодорожными вагонами на судах типа Ро-ро даже на значительно большее расстояние. В то время как Турция находится на достаточном наземном расстоянии от Украины, экспортеры из Грузии, напротив, имели ограниченные возможности, поскольку «Укрферри» был вынужден приостановить свою линию сообщения. Эксперты Informall BG говорят: явный спрос на Ро-ро перевозки в Украину есть, хотя преимущественно через Констанцу, по причине близости порта к украинской границе. Однако существующий спрос исчезнет, когда украинский Ро-ро терминал снова откроется и возобновится паромное сообщение после окончания войны. Между тем, эксперты считают, что предусмотренный разрыв в объемах может быть чрезмерно компенсирован путем увеличения трафика «среднего коридора» с рынков Кавказа и Центральной Азии, сочетающийся с ЕС через Грузию. В случае постоянного роста спроса на грузовые перевозки Ро-ро и продолжения усилий по развитию логистики «Среднего коридора», постоянство услуг через Ро-ро Болгарии и Румынии может быть достигнуто, даже если возобновятся прямые услуги Ро-ро в Украине. Источник: https://ua.usm.media/chornomorski-ro-ro-perevezennya-vyklyky-yaki-narodzhuyut-mozhlyvosti/ | |
Просмотров: 197 | | |
Всего комментариев: 0 | |