Главная » Статьи » ОБЗОРЫ |
Согласно последним данным Балтийской биржи в Лондоне, ежедневная прибыль относительно небольших танкеров, доставляющих энергоносители в Атлантический океан, выросла более чем на 400% за неделю, достигнув на пике 55 857 долларов. Только в четверг, 9 февраля, стоимость фрахта подорожала на 58%, что стало самым большим однодневным приростом с конца 2021 года. Рост отчасти вызван разделением флота: одни танкеры служат интересам Москвы, а другие — международному рынку. Это обратная сторона агрессивных мер, направленных на ограничение доходов России от продажи нефти, отмечает агентство. «Российские энергоресурсы продолжают поставляться более или менее с той же скоростью, и это занимает много судов, — сказал Ларс Бастиан Остеренг, аналитик Arctic Securities. — В конечном итоге всплеск показывает, что спрос довольно хороший, а фундаментальные показатели сильны». Порядка 600 судов присоединились к «теневому флоту», помогающему России поддерживать поставки нефти. Это, в свою очередь, приводит к тому, что остается меньше судов, обслуживающих других экспортеров нефти, в связи с чем повышается стоимость фрахта. Согласно данным Statista, в 2022 году насчитывалось более 7 тысяч танкеров для перевозки сырой нефти. Эта цифра объединяет в себе абсолютно все суда, однако крупных из них не так уж и много. Крупногабаритные делятся на следующие категории: • VLCC — 810 единиц; • Aframax — 668; • Suezmax — 571; • Small dirty tanker — 83; • Dirty Panamax — 78. Суда, идущие из Европы в Западную Африку, показали самый большой дневной прирост. «Мы видим, что многие суда внезапно были исключены из тоннажных списков и обращены в сторону России, — сказал Эйрик Хаавальдсен, аналитик судоходства в Pareto Securities AS в Осло. — Итак, внезапно запасы танкеров вчера почти прекратились». Европейский союз ввел эмбарго на российские нефтепродукты с 5 февраля. Экспорт топлива из России продемонстрировал признаки замедления всего через пять дней после того, как ЕС — прежде основной рынок сбыта Москвы — запретил морские перевозки нефтепродуктов. Согласно данным Vortexa Ltd., собранным Bloomberg, поставки нефтепродуктов, начиная от дизельного топлива и заканчивая авиакеросином, должны упасть примерно до 1,9 млн баррелей в день через неделю после вступления в силу санкций. Это примерно на 37% ниже среднего уровня за предыдущие четыре недели. Конечно, это предварительные данные, поскольку запрет действует только с 5 февраля, пишет издание, отмечая, что мировые поставки нефти из России также резко упали, но затем восстановились после того, как ЕС запретил импорт сырой нефти из страны в декабре. Основное снижение отгрузок, наблюдаемое до сих пор, приходится на дизельное топливо и газойль. С момента вступления запрета в силу было отгружено около 2,7 млн баррелей топлива. Большая часть этих грузов находится в пути в направлении Средиземного моря и Латинской Америки. Отгрузки из балтийских портов других продуктов нефтепереработки, включая мазут и нафту, также в среднем снизились за последние дни. Если Россия будет бороться за экспорт топлива в течение длительного периода, ее нефтеперерабатывающие заводы могут быть вынуждены ограничить переработку и собственные закупки сырой нефти, отмечает Bloomberg. Европа не готова отказаться от российской нефти. Напомним, что два вида нефтепродуктов были исключены Евросоюзом из-под санкций. «Если российский нефтепродукт в третьей стране перерабатывается путем смешивания с продуктом происхождением из другой страны, в результате чего получается иной продукт, или если эти продукты, произведенные из российской нефти, были существенно преобразованы в третьей стране, они больше не считаются продуктами российского происхождения, и предельная цена не применяется», - говорится в сообщении ЕК. Принятые исключения ЕС, по сути, ведут к перестройке нефтяной логистики, переориентации и увеличению потоков нефти и нефтепродуктов из России в АТР, Турцию и Ближний Восток. Россия продолжает добывать около 10 миллионов баррелей в день, что делает ее третьим по величине производителем нефти в мире после США и Саудовской Аравии. 10 февраля Россия объявила, что сократит добычу нефти в марте на 500 тысяч баррелей в сутки в ответ на потолок цен, введенный в странами Большой семерки. Ситуация с поставками российских нефтепродуктов стабильная, объемы на февраль размещены, сообщил накануне вице-премьер РФ Александр Новак. «Мы, безусловно, будем смотреть, как будет ситуация развиваться с марта», — сказал он. Новак отметил, что исключения, принятые Евросоюзом в отношении нефтепродуктов с участием российского сырья, по сути «легализуют серые схемы, которые уже давно реализуются из-за неэффективных решений европейских политиков». В данный момент расчет стоимости нефти сорта Urals привязан к котировкам иностранных ценовых агентств, в частности, Argus. Они используются для определения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), экспортных пошлин, других обязательных платежей, что ставит российский бюджет в зависимость от данных международных ценовых агентств. Разница между ценами на Brent (глобальный эталон нефти), и на Urals, флагманский экспортный сорт российской нефти, в январе выросла примерно до 40 долларов за баррель, сообщила энергетическая компания Argus Media. Год назад этот разрыв составлял всего несколько долларов. Минфин России признал падение нефтяных доходов, сообщив на прошлой неделе, что средняя цена на нефть марки «Юралс» в январе составляла 49,50 доллара за баррель, что составляет почти половину ее годовой цены ранее. Министерство финансов использует цену на «Юралс» для расчета налога на экспорт нефти. Президент России Владимир Путин по итогам совещания с членами правительства потребовал, чтобы дисконт на российскую нефть не создавал проблем бюджету страны. Заместитель главы Министерства финансов РФ Алексей Сазанов сообщил, что Минфин планирует определиться с использованием альтернативных Argus котировок нефти для расчета налогов уже до конца февраля. Глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина считает, что котировка марки Urals, предоставляемая Argus, не отражает реальную цену экспорта нефти из РФ. Вопрос о новом бенчмарке на российскую нефть сейчас активно прорабатывается. The New York Times пишет, что ограничения на торговлю нефтью с Россией повышают ставки в затянувшемся экономическом противостоянии. Это меняет глобальный энергетический рынок. Россия в прошлом году перенаправила свой мощный экспорт нефти в Азию, сформировала танкерный флот, адаптировала под себя отработанные Ираном и Венесуэлой схемы. Стратегия сработала и, «возможно, Россия привлекает больше теневых денег от торговли нефтью». Тем не менее, пока не очевидно, кто кого переиграл в этой экономической борьбе. По оценкам Международного энергетического агентства, в 2022 году добыча в РФ выросла на 2%, а доходы от экспорта — на 20%, до $218 млрд. Плюс Россия получила $138 млрд от природного газа (почти на 80% больше, чем годом ранее). «Санкции в целом больше похожи на марафон, чем на спринт», — сказал Эдвард Фишман, бывший ведущий эксперт по санкциям отдела политпрогнозирования Госдепа США. При этом «Кремль за несколько месяцев перестроил десятилетние модели мировой торговли нефтью». Например, экспорт из России в Индию с февраля 2022-го вырос в 16 раз. Эксперты считают высокие скидки на российскую нефть отчасти иллюзией. Таможенные данные из Индии показывают, что местные импортеры платят почти ту же цену, что и за нефть марки Brent. Зарабатывать на этом могут российские экспортеры и посредники. «Россия остается грозной силой на мировом энергетическом рынке. Противостоять такому игроку совсем непросто. И произойдет это не за один день», - резюмирует NYT. На прошлой неделе Международный валютный фонд заявил, что потолок цен на нефть, который в настоящее время составляет 60 долларов за баррель, вряд ли повлияет на объемы экспорта российской нефти. Ожидается, что российский экономика вырастет на 0,3 процента в этом году после сокращения на 2,2 процента в 2022 году. Эта цифра превосходит прогнозы МВФ для экономики Великобритании и Германии. Источник: http://energyland.info/news-show--neftegaz-239444 | |
Просмотров: 110 | |
Всего комментариев: 0 | |