Главная » Статьи » ОБЗОРЫ |
После начала полномасштабного вторжения РФ в Украину и блокирования черноморских портов экспортные и импортные потоки грузов были частично перенаправлены в украинские порты на Дунае. За год войны именно порты «Измаил», «Рени» и «Усть-Дунайск» в три раза увеличили перевалку грузов. Перевалка грузов через них составила почти 17 млн т грузов. Дунайское спасение Украинские порты на Дунае стали «спасательным кругом» для экспорта. Через них в 2022/2023 м.г. (по нынешнее время) прошло 21% или 10,35 млн т зерновых. С открытием черноморских портов объем перевалки зерновых через дунайские порты сократился не очень существенно – в разные месяцы снижение составило 300-500 тыс. т. Во второй половине прошлого года через дунайские порты в среднем экспортировали 1,4-1,5 млн т зерновых в месяц, тогда как через черноморские – 3-3,9 млн т. «Зерновая сделка» и отток аграрных грузов в черноморские порты улучшил ситуацию с ожиданием судов на рейде Сулинского канала. Если в июне-августе прошлого года длительность ожидания составляла в среднем 12-15 суток, то в марте-2023 – всего 4 дня. Фрахтовые ставки Ставки фрахта сильно зависели от общей ситуации на рынке перевозок и грузов. Они резко выросли в первые месяцы войны, начав снижаться после заключения «зерновой сделки» и перенаправления части зерновых грузов в черноморских порты. Например, фрахтовые ставки Рени – Мармара (Турция) для судов грузоподьемностью 5-6 тыс. т достигли своего пика в июне 2022 года – в среднем $102 за тонну, снизившись в марте текущего года до уровня в $46 за тонну. Также снижению ставок способствовало открытие устья Быстрое в июле 2022 года и завершение там дноуглубительных работ (до марта-2023). Это позволило восстановить паспортные глубины на украинском участке Дуная (уровень осадки – 6,5 м) и увеличить число судозаходов. Можно выделить закономерность – чем меньше очередь судов на рейде Сулинского канала, тем ниже ставки фрахта. По прогнозу USDA, в 2022/2023 м.г. Украина экспортирует 39 млн т, из которых 34,8 млн т (89,2%) уже отправлены покупателям. Таким образом, до конца июня остается экспортировать около 4 млн т (без учета переходящих остатков прошлых лет). Ожидаемое сокращение объема экспорта зерновых в ближайшие месяцы может привести к дальнейшему снижению фрахтовых ставок – судовладельцы без ажиотажного спроса уже не смогут их завышать. Однако, несмотря на такие ожидания, в настоящее время (по состоянию на 22.03.23) судовладельцы держат ставки на уровне в $45-48 за тонну, фрахтователи настаивают на $40-42 за тонну. Также, судовладельцы при формировании стоимости за перевозку, учитывают и уровень ставок фрахта из российских портов Азовского моря. В настоящее время на Дунае достаточное предложение флота, чтобы и собственники грузов имели выбор перевозчика, и судовладельцы предоставляли услуги по рыночной цене. В любом случае, сейчас флота больше, а грузов меньше, чем было в мае-июле прошлого года. На дунайский фрахт также косвенно влияет характер новостей по продлению «зерновой сделки». В частности, позитивные новости по «зерновой сделке» могут привести к дальнейшему снижению ставок фрахта на Дунае. Дунайские сложности Среди сложностей работы в дунайских портах могу отметить:
Источник: https://gmk.center/opinion/frahtovye-stavki-na-dunae-postepenno-snizhajutsya/ | |
Просмотров: 109 | | |
Всего комментариев: 0 | |