Главная » Статьи » ОБЗОРЫ |
Грузинский шелкопряд
В китайском проекте «Шелковый путь» Тбилиси делает ставку на морские порты. Грузия никогда не была частью древнего Шелкового пути, но сейчас может войти в новый «экономический пояс Шелкового пути» под руководством президента Китая Си Цзиньпина. Бывшая советская республика идеально расположена между Европой и Азией, на ней сходятся многие торговые пути, соединяющие восток и запад. Грузия рассчитывает на порты в Черном море — именно они помогут Китаю восстановить торговое сообщение между Центральной Азией и Европой. Один из проектов в регионе — порт Анаклия, предполагающий строительство глубоководного порта в одноименном прибрежном городе. Сейчас Анаклия — тихий курортный город, расположившийся на кратчайшем маршруте из Китая в Европу. В феврале текущего года правительство одобрило строительство порта грузинско-американским предприятием Anaklia Development Consortium (ADC). Площадь порта составит 400 га, а протяженность вдоль берега — 2,5 км. ADC также получил право на строительство и управление индустриальной зоной в районе порта площадью 600 га сроком на 49 лет. Эксперты считают, что новый порт даст толчок развитию грузинской экономики, пострадавшей в 2015 г. от снизившегося экспорта и подешевевшей национальной валюты. «Порт может значительно увеличить деловую активность, — отмечает Джон Бреквельдт, региональный менеджер логистической компании Gosselin. — Сейчас контейнеры из Антверпена добираются до Поти за 40 дней из-за остановки в Стамбуле. Это большой и занятой порт, и задержки в нем, скорее, правило, нежели исключение. Обход Стамбула позволит выиграть две-три недели». Сейчас основная причина задержки грузов в том, что главные грузинские порты — Поти и Батуми — не могут обслуживать судна типа Panamax. Контейнеровозы таких габаритов вынуждены заходить в другие порты на Черном море, главным образом в Стамбул, где груз перераспределяется на более мелкие суда с грузоподъемностью до 1700 контейнеров, после чего они направляются в Грузию. Помимо Анаклии развитием портов в Грузии решила заняться компания APM Terminals, являющаяся частью оператора AP Møller-Maersk. APM Terminals контролирует 80% в порту Поти с 2011 г. В прошлом году компания заявила о планах масштабной экспансии, согласно которому в 2018 г. должно завершиться строительство двух глубоководных верфей с ежегодной пропускной способностью в 1 млн ТЭУ и возможностью обслуживать суда вместимостью 9000 ТЭУ. Анаклия будет принимать суда вместимостью 10 000 ТЭУ. «Это огромный проект с невероятным потенциалом; мы провели большую работу для того, чтобы разработать лучшее предложение», — сказал bne IntelliNews Мамука Хазарадзе, основатель и президент TBC Holding, одного из участников совместного предприятия по строительству порта. Другие участники консорциума — дизайнерское бюро Moffatt & Nichol и нидерландская консалтинговая компания Maritime & Transport Business Solutions. Их работа увеличила оценочную стоимость проекта до 2,2 млрд евро. Первая фаза будет самой затратной и обойдется в 600 млн евро, говорит Хазарадзе. По его словам, государство вложит 88 млн в обновление инфраструктуры, включая строительство 18-километрового участка железной дороги к городу Зугдиди, который соединит порт со всей железнодорожной системой страны. Другая важная роль проекта — создание рабочих мест. В Грузии уровень безработицы достигает 12,4%, а строительство порта может дать работу 6400 людям. По подсчетам ADC, к 2025 г. на порт с грузооборотом в 100 млн т в год будет приходиться 0,5% ВВП страны. ADC получила тендер на строительство Анаклии, выиграв у совместного предприятия китайской государственной Construction Corporation of China (PowerChina) и Индустриального парка Анаклия, основанного Теймуразом Карчавой. Проигрыш китайской компании стал для многих сюрпризом, особенно на фоне улучшающихся отношений между Пекином и Тбилиси. В I квартале 2016 г. Китай стал четвертым по величине торговым партнером Грузии, на него пришлось 11,2% экспорта, что на 4,8% больше по сравнению с тем же периодом прошлого года. Проект Си Цзиньпина «Один пояс, одна дорога», оценивающийся в $40 млрд, включает Грузию как «окно в Европу». Стороны ведут переговоры о свободной торговле, и торговое соглашение с ЕС делают Грузию очень привлекательным партнером для китайских компаний. Анаклия еще не до конца потеряна для Китая. «Мы планируем создать трехсторонний консорциум с Грузией, США и Китаем… и ведем переговоры с китайскими партнерами», — говорит Хазарадзе. Серги Капанадзе, директор тбилисской аналитической компании Georgia’s Reforms Associates и бывший заместитель министра иностранных дел, считает, что Пекин действует предельно прагматично. «Китаю нужна действующая инфраструктура, с помощью которой он сможет поставлять свои товары в Европу. Кто будет создавать ее — не так важно», — сказал он bne IntelliNews, добавив, что сейчас важно сосредоточиться на как можно более быстром завершении строительства порта. Время, действительно, имеет ключевое значение. Порт в Анаклии должен был быть завершен при бывшем президенте Михаиле Саакашвили, но строительство было заморожено. К проекту вернулись лишь при нынешней администрации в 2014 г. «Мы потеряли драгоценное время, и этим воспользовались другие порты. Сегодня на Ригу приходится большая часть торговли с Центральной Азией, суда приходят в Латвию, а их груз потом доставляется по железной дороге через Россию. Мы опоздали на пять лет», — считает Капанадзе. Бельгийская логистическая компания Gosselin также будет участвовать в проекте — она инвестирует 9,6 млн евро в строительство логистического парка площадью в 70 000 кв. м, который должен начать работу в середине 2017 г. Всего в Грузии четыре морских предприятия: Батуми и Поти — коммерческие порты, а Супа и Кулеви — нефтяные терминалы. Все они были приватизированы в 2008 г. Поти обрабатывает 82% грузов, проходящих через Грузию. Анаклия находится от него в 68 км и встает вопрос о том, не будет ли новый порт мешать развитию Поти. В октябре министр экономики заявлял bne IntelliNews, что «Анаклия не убьет Поти, поскольку планируется создавать новые грузовые потоки, а не перенаправлять уже существующие». Хазарадзе соглашается, что «у всех портов в Грузии есть будущее». Однако Ираклий Иашвили, председатель East Gate Group, владеющей крупнейшим контейнерным терминалом в Поти, сомневается в эффективности строительства нового порта. «Соседние с нами экономики недостаточно развиты, у них нет такого количества грузов для Анаклии. 100 млн тонн груза — невообразимое количество, — говорит он. — Сейчас у нас есть два более или менее прибыльных порта. Если к ним добавится третий порт такого размера, он будет убыточным, потому что не будет конкуренции, в том числе в плане грузов. Нельзя привлечь грузы, просто построив порт». Статистические данные подтверждают его слова. Объемы грузов росли с 2011 г., а оборот контейнеров в грузинских портах в 2014 г. вырос на 18,5% — до 480 000 ТЭУ. Однако в 2015 г. показатель упал на 16%, а данные с начала 2016 г. обещают по его итогам снижение на 10%. После того, как APM Terminals получила контроль над Поти, компания объявила об инвестициях в 61,6 млн евро в расширение предприятия, но сейчас этот план кажется все менее реалистичным. Управляющий директор Поти Клаус Хольм Ларсен заявил недавно, что порт работает в половину своей мощности. Так что, хотя «глубоководные верфи все еще в планах, в наращивании мощностей в ближайшем будущем необходимости нет». Моника Эллена, Тбилиси, bne Перевод Анны Кравченко Источник: http://fingazeta.ru/markets/gruzinskiy-shelkopryad-201316/http://fingazeta.ru/markets/gruzinskiy-shelkopryad-201316/ | |
Просмотров: 382 | | |
Всего комментариев: 0 | |