Главная » Статьи » ОБЗОРЫ

КИТАЙ НАПРАВИЛСЯ В АРКТИКУ
«Нужно принимать активное участие в решении вопросов Арктики, учитывая как наши собственные интересы, так и выгоду прочих сторон», — разъясняет глава Центра внешних исследований Пекинской академии общественных наук Лю Бо.

В августе 2013 года из порта города Далянь на северо-востоке КНР в дальнее плавание отправилось китайское торговое судно Yong Sheng. Корабль принадлежит крупнейшей китайской судоходной компании «Коско групп» и, согласно официальному заявлению, за 35 дней должен пройти через Берингов пролив и, преодолев 3380 миль, или 5408 километров, достигнуть нидерландского порта Роттердам. 

«Проход через Северный полюс позволит сэкономить по сравнению с традиционным морским путём от 12 до 15 суток. Поэтому мореплаватели называют его «золотым». Новый путь также позволит отказаться от опасных маршрутов в Индийском океане и Красном море, где нередко нападают пираты», — говорится в заявлении компании.

Цель этого испытательного плавания — положить начало постоянному грузопотоку из Китая в Европу не через Индийский океан и Суэцкий канал, а по сокращённому пути, проходящему в северо-восточной части Северного Ледовитого океана, через Берингов пролив, Чукотское и Баренцево моря.

Первое в истории Китая коммерческое судно, направляющееся в Европу, ещё не успело достичь Берингова пролива, а китайский порт Далянь уже подписал с «Коско групп» рамочный договор о стратегическом сотрудничестве. Это свидетельствует о том, какие большие надежды китайцы возлагают на Северный морской путь. По мнению «Коско групп», «как только этот путь будет освоен, в международной логистике произойдут большие изменения, будет сокращено расстояние между Китаем и рынками Европы и Америки».

Помимо северо-восточного пути, проходящего вдоль северного российского побережья, которым и следует Yong Sheng, также существует маршрут северо-западный — вдоль побережья Аляски и Канады. Тем не менее наиболее выгодным оказывается именно восточный Северный морской путь: от Рейкьявика до Шанхая можно доплыть, сократив плавание на 16 дней, а это экономия 20 процентов затрачиваемого на транспортировку топлива.

Данный проект стал возможен благодаря таянию льдов. За последние несколько десятилетий площадь ледяного покрова Северного Ледовитого океана сократилась на 40 процентов, отмечают китайские экперты. КНР ещё с конца 1990-х годов начала финансировать программу научных исследований в районе полярного круга. В рамках этой программы с 1999 по 2012 год китайское исследовательское судно «Сюэлун», или «Снежный дракон», в научных целях пять раз побывало на Северном полюсе. Ввиду усиленной эксплуатации устаревший физически и морально корабль уже пора менять. К 2014 году при дизайнерском участии финской компании «Акер арктик» в Китае будет создан первый китайский исследовательский ледоход водоизмещением восемь тысяч тонн. Дальность перевозки судна составит 20 тысяч морских миль, стоимость строительства — 212,4 миллиона долларов. Корабль будет экипирован новейшим техническим оборудованием.

С целью более подробного изучения Арктики и северного торгового маршрута в 2004 году на принадлежащем Норвегии архипелаге Шпицберген официально была открыта китайская научно-исследовательская станция «Хуанхэ».

Сформирована структура управления работами на Севере. Освоение Северного морского пути проходит при участии Полярного научно-исследовательского института Китая. Он напрямую подчиняется Государственному океанографическому управлению КНР, которое подчиняется министерству земельных и природных ресурсов. На вершине этой пирамиды находится Госсовет.

Впрочем, эксперты считают, что к настоящему моменту Китай ещё не имеет по-настоящему сформировавшейся стратегии освоения Северного Ледовитого океана, однако намерение китайцев расширить сферу своих интересов в северном направлении привлекло к себе внимание многих стран мира. Чтобы новый морской путь можно было использовать регулярно, Пекину необходимо содействие других стран, над чем он сейчас усиленно работает. «Не имея непосредственного выхода к Северному Ледовитому океану, Китай не может стать членом Арктического совета, международной межправительственной региональной организации приполярных государств, однако имеет возможность принимать активное участие в его деятельности, поддерживая хорошие отношения с восемью странами — участницами этой организации», — пояснил представитель Народного университета Китая профессор Ван Синьхэ.

15 мая 2013 года Китай получил статус наблюдателя Арктического совета, который был образован в 1996-м с целью защиты экологии Севера для обеспечения устойчивого процесса его экономического и социального развития. Члены союза: США, Россия, Канада, Швеция, Дания, Норвегия, Исландия и Финляндия. Объёмы торговли КНР с этими странами составляют 17 процентов от её общего внешнеторгового оборота.

Надо отметить, что прецеденты коммерческой эксплуатации Северного морского пути уже есть: в ноябре 2011 года от Норвегии до Японии через Северный Ледовитый океан прошёл первый большой танкер Ob River со сжиженным газом, принадлежащий норвежскому концерну Statoil.

Впрочем, многие считают, что морской путь через Арктику в течение ближайших нескольких десятилетий будет по-прежнему играть лишь вспомогательную роль, так как его можно использовать только летом. Даже в благоприятное время года морским судам приходится проходить через дрейфующие льды, что повышает риски.

Как бы то ни было, лёд на Северном полюсе продолжает таять. Оптимистично настроенные китайские аналитики считают, что к 2020 году от 5 до 15 процентов международных морских перевозок КНР будет осуществляться через Северный морской путь. Если учесть, что в 2012 году объёмы внешней торговли Китая составили 3,87 триллиона долларов, можно предположить, какую большую экономическую пользу может извлечь для себя КНР благодаря северному маршруту.

И как только китайцы начнут осуществлять активные перевозки через Арктику, за ними, без сомнения, последуют другие государства. В последнее время на Севере активизировали свою деятельность и другие страны: если в 2010 году из Европы в Азию прошло четыре судна, то в прошлом году — уже 46. Правда, это лишь капля в море, ведь в прошлом году через Суэцкий канал прошло около 17 тысяч судов. «Китайская сторона может убедить прочие страны мира в целесообразности освоения Северного пути, а также сотрудничать с ними», — отмечает в интервью с газетой «Чжунго чанцзин синьвэнь» профессор Ван Синьхэ.

Впрочем, другие государства не бездействуют. Шансы осуществлять выгодное взаимодействие с прочими государствами мира в рамках проекта освоения Северного пути у Китая постоянно увеличиваются. Так, Исландия намеревается построить на северо-востоке страны морской порт. Целый ряд германских компаний выразили в связи с этим свою готовность оказать поддержку и профинансировать данный проект.

Шотландский город Сторноуэй также недавно обнародовал свои планы построить новый порт, где арктические суда смогут заправляться топливом и продовольствием. Большие корабли станут выгружать здесь свой груз, который затем на малогабаритных судах будет быстро переправляться в Лондон, Роттердам и Париж.

В целом мировая общественность рассматривает китайские планы освоения Арктики с позитивных позиций. Правда, активизация КНР на Севере вызывает обеспокоенность у представителей некоторых стран. Звучат заявления о «китайской угрозе» и опасности «захвата арктических ресурсов».

Пекин категорически не согласен с такими предположениями. Эксперт Пекинской академии общественных наук Лю Бо отмечает: «Что касается заявлений по поводу «китайской стратегии захвата арктических ресурсов», то такие сугубо теоретические домыслы нелогичны. Более того, при освоении полярного региона китайская сторона может предоставить другим странам необходимый капитал, технологии и людские ресурсы».


Николай Селищев, ИТАР-ТАСС, Пекин,
Эхо планеты, № 33, 2013


Источник: http://www.ekhoplanet.ru/other_556_21483
Категория: ОБЗОРЫ | Добавил: admin (2013-09-09)
Просмотров: 542 | Теги: судоходство, Китай, Северный морской путь, арктика, экспорт | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]