Главная » Статьи » ОБЗОРЫ |
Блок Петра Порошенко, обнародовав свой текст коалиционного соглашения, приоткрыл карты. Становится понятно, кому из крупных бизнесменов могут быть выгодны обнародованные в документе законодательные инициативы, и почему формирование коалиции идет так сложно. …В ночь парламентских выборов в штабе "Оппозиционного блока", разместившегося в дорогом отеле, к журналистам вышел Сергей Левочкин. Он пытался сдерживать эмоции, не выражая ни радости, ни печали. Умно и удачно разложив лоббистские ресурсы сразу по нескольким политическим проектам, ему удалось гарантировано избежать поражения еще до открытия кабинок для голосования. Однако и полной победы не вышло. "Как вам результат Радикальной партии Ляшко?" - спросили журналисты. Левочкин не ответил, но жестами показал, что троллинг прошел удачно. Если во времена Виктора Ющенко основные баталии за доступ к принятию государственных решений шли между группами Рината Ахметова и Игоря Коломойского, то теперь главными противниками главы Днепропетровской ОГА выступает растерявшая влияние после Майдана спайка Фирташ - Левочкин. Ее лоббистские ресурсы, помимо "Оппозиционного бока", заложены в Радикальной партии и посредством партии УДАР - в пропрезидентском блоке. Петру Порошенко в мае пришлось летать в Вену на переговоры с Дмитрием Фирташем, чтобы договориться о гарантиях сотрудничества с партией Кличко. Хотя официально этого не было. Как бы то ни было, учитывая неплохой результат "Оппозиционного блока", Левочкин показал, что остается в большой игре, даже несмотря на собственное пребывание в парламентской оппозиции. А вот Игорь Коломойский сильно рисковал. Рейтинги условно лояльных к нему сил - "Народного фронта" и "Самопомощи" - за несколько дней до выборов не сулили ничего хорошего. Тем не менее, результат превзошел все ожидания. Даже провал "Свободы" оказался ему на руку. Весной националисты поссорились с Коломойским, после чего возникла история с мобилизацией главы Госкомзема. Дальше "свободовцы" сыграли на руку Порошенко против Яценюка, помогая распустить Верховную раду. В итоге форсированная и хорошо оплаченная кампания "Самопомощи" уничтожила "Свободу" в ее вотчине - Галичине. Победа "Народного фронта" по партийным спискам и победа Блока Петра Порошенко по общему количеству мандатов ознаменовали ничейный результат в этом заочном сражении лоббистских возможностей Коломойского и Фирташа. Соответственно, это обострило процесс формирования коалиции. Ключевой проблемой в переговорах стало сохранение баланса интересов среди силовиков - сохранение Арсена Авакова на посту главы МВД как противовес Виталию Яреме на посту Генпрокурора и Валентину Наливайченко в СБУ. Кроме того, предложенное президентом коалиционное соглашение похоже на смирительную рубашку для лидера НФ. Вместе с тем, озвученный там пакет реформ касается интересов крупного бизнеса. Каким образом и кого? Формат коалиции Нынешняя ситуация является проигрышной прежде всего для Порошенко. Инициировав закон об особом статусе территорий в зоне АТО, он потерял часть электората. Сейчас он не может себе позволить утратить остатки поддержки населения, договариваясь в парламенте, например, с "Оппозиционным блоком". Этим умело пользуется "Народный фронт". Чисто арифметически Порошенко может создать коалицию с бывшими "регионалами", а вот идеологически - только с демократическими силами. Насколько эти силы демократические - еще вопрос. "Народный фронт" заигрывает и с Коломойским, и с Ахметовым. Судя по действиям правительства, продвигается линия на "отжим" бизнеса Фирташа в пользу Коломойского. Чувствуется, что "Народный фронт" занял беспроигрышную позицию. У Арсения Яценюка и его влиятельных коллег Николая Мартыненко и Андрея Иванчука вторая по численности фракция в парламенте. Значит, Порошенко придет к ним договариваться. Президент предпринимает последнюю попытку надавить на Яценюка через общественные лозунги "так неправильно", но тот явственно дает понять, что на уступки идти не собирается. Вообще, проект коалиционного соглашения - это попытка компенсировать позор, с которым связана необходимость согласиться с требованиями партийцев Яценюка. Это вовсе не означает, что в НФ сидят нехорошие люди, а в БПП - лишь хорошие. Просто идет торговля за "хлебные" позиции. Если бы не чрезмерные амбиции Яценюка, президент поставил бы на нужные позиции своих людей. Можно допустить, что союз "Народного фронта" и "Самопомощи" выдвинул Порошенко ультиматум, на который тот согласится в любом случае. Как минимум, на какое-то время, а через полгода можно будет создать коалицию с экс-"регионалами". К тому времени "фронтовики" могут наделать немало ошибок, на фоне которых пособники Януковича будут выглядеть не так уж и зловеще. Сейчас для создания устойчивой коалиции нет иного варианта, кроме союза БПП, "Народного фронта" и ориентированной на НФ "Самопомощи". Этот формат устраивает Коломойского. Для нейтрализации влияния его лоббистских ресурсов Левочкину и Фирташу необходимо расширить коалицию, включив в нее Радикальную партию и фракции самовыдвиженцев. Предлагая в тексте коалиционного соглашения создание совета коалиции, президент хочет получить контроль над принятием решений в ней. По задумке Банковой, контроль над советом должен стать гирей на ногах премьер-министра. Зависимость Кабмина от этого органа прописана весьма жестко и конкретно, что не может устроить "Народный фронт". НФ предлагает принимать решения в коалиции простым большинством голосов от количества депутатов из состава коалиции. При этом функции совета коалиции в предложенном Яценюком тексте вообще не прописаны. Совет коалиции - это далеко не единственный компенсатор, заложенный в коалиционное соглашение в интересах Порошенко. Стратегические вопросы реформ должны решаться на уровне Национального совета реформ. Иными словами, законодательные инициативы коалиции должны проходить через Банковую и получать там добро. Поскольку в стране парламентско-президентский строй, возмущение "Народного фронта" выглядит вполне логичным. Порошенко может ветировать принятые Верховной радой законопроекты, но в некоторых резонансных случаях этим он будет ставить себя под публичный удар. Тихое кулуарное ветирование законодательных инициатив на стадии их подготовки Банковой более выгодно. "Народный фронт" вряд ли согласится на такую постановку вопроса. Позиции Яценюка прочны, и отдавать президенту рычаги влияния вообще ни к чему. Регуляторы Текст коалиционного соглашения, представленного Блоком Петра Порошенко, включает предложение о создании независимых от Кабмина регуляторов, состав которых будет формировать президент. В частности, предлагается в течении шести месяцев создать Национальную комиссию по вопросам транспорта. В Украине уже существует Национальная комиссия регулирования электроэнергетики - орган, контроль над которым критически важен для энергобизнеса Рината Ахметова. Комиссия же по вопросам транспорта будет устанавливать тарифы на железнодорожные перевозки. Как известно, крупнейшим грузоотправителем в Украине является также Ахметов. Иными словами, Банковая пытается вывести полномочия установления тарифов из-под влияния возглавляемого Яценюком Кабмина по примеру НКРЭ. В Кабмине это комментируют так. "Правительство смотрело сквозь пальцы на то, как президент распустил две комиссии по регулированию тарифов - НКРЭ и НКРКУ - и вместо них создал одну структуру по электроэнергетике и коммуналке. Руководство не хотело конфликта, хотя совершенно очевидно, что по Конституции Петр Алексеевич не имел такого права. Решение является нелегитимным", - сказал собеседник ЭП в аппарате правительства. Таким образом, Порошенко в рамках парламентско-президентской республики де-факто пробует работать по модели президентской республики. Принимая спорные с юридической точки зрения решения, но не встречая сопротивления со стороны Кабмина, он перераспределяет властные полномочия в ручном режиме. Недра Весной Кабмин поднял ставку для горняков за пользование недрами с фиксированной ставки 3,64 грн за добытую тонну руды до 5% от стоимости товарной продукции. В июле 2014 года Верховная рада с подачи Кабмина повысила плату еще раз - до 8%. При этом пострадали интересы крупных производителей железной руды: Рината Ахметова, Вадима Новинского и Константина Жеваго. В то же время правительство пошло на уступки Коломойскому. Оно уменьшило уровень повышения платы при добыче нефти от первоначальных планов. По сути, это подтвердило давние слухи о неплохих отношениях Яценюка и Коломойского. Как известно, глава Днепропетровский ОГА до сих пор не заплатил дивиденды с контролируемой им "Укрнафты" и продолжает продавать нефть компании на более чем непрозрачных аукционах по сниженным ценам. Кроме того, решением правительства якобы в пользу государства были изъяты ильменитовые ГОКи Фирташа. Теперь их контролирует Коломойский. Нельзя сказать, что премьер плохо контактирует с Ахметовым. Напротив, повышение ренты для донецкого олигарха могло быть куда большим. Кроме того, Ахметов фигурирует в схемах поставки электроэнергии в Крым (через "Укринтерэнерго", контролируемое другом Яценюка Андреем Иванчуком) и в зону АТО. Эти поставки приносят Украине убытки, но от этого не прекращаются. При создании коалиции Банковая пытается отыграться хотя бы по газу и предлагает вести противоположную политику касательно недропользования. АП демонстрирует, что она договорилась о сотрудничестве с частными добытчиками нефти и газа. В последние месяцы они изо всех сил пытаются не допустить дальнейшего роста налоговой нагрузки на свои предприятия. Начиная с 2015 года, БПП предлагает снизить для частных компаний плату за пользование недрами при добыче газа до 30%. Также она пытается ввести дифференцированную систему ставок за пользование недрами при добыче углеводородов из истощенных месторождений - еще один шанс сэкономить. Добычей углеводородов в крупных объемах в Украине занимаются Ринат Ахметов, Виктор Пинчук, Николай Злочевский, Вадим Новинский и Игорь Коломойский. Не исключено, что Банковая попытается заложить ту же философию и в вопрос ставок недропользования при добыче руды и нефти. Энергетика Структуры ДТЭК изо всех сил продвигают тезис о повышении тарифов для населения. Они устраивают шквал подобных публикаций. Ахметову должны понравиться пункты о либерализации электроэнергетического рынка путем перехода от модели единого покупателя до модели прямых договоров между поставщиками и потребителями, переход к стимулирующему тарифообразованию при передаче и поставке электроэнергии в 2015 году. Эти пункты выписаны в духе идей, отстаиваемых компанией ДТЭК, хотя изначально подавались как выполнение Украиной европейских директив. Документ также предполагает либерализацию газового рынка страны. Крупнейшим частным игроком этого сектора - через контроль большинства облгазов - является Фирташ. У него нет сильного влияния на власть, поэтому ему выгодна либерализация для уменьшения степени влияния государства. Предложенная либерализация угольного рынка, внедрение биржевой формы торгов углем, переход на прямые договора продажи и ликвидация ГП "Уголь" - мощный удар по интересам "угольных королей", к которым среди прочих зачисляют Александра Ефремова и Юрия Иванющенко. Правда, это реализация идей, с которыми по рынку давно ходили представители ДТЭК. Получается, что БПП лоббирует интересы донецкого олигарха. Приватизация всех шахт - еще одна уступка Ахметову, чей холдинг ДТЭК управляет госшахтами через концессию. Прибыльные и перспективные предприятия могут раз и навсегда уйти в частные руки, а балласт осядет на плечах государства, которое продолжит выплачивать миллиардные дотации. Учитывая отсутствие конкурентов на этом рынке, приватизация шахт Ахметова вряд ли особенно беспокоит, так как цена вопроса вряд ли окажется высокой. Увольнения Президентский проект предлагает закрепить в новой редакции Трудового кодекса возможность быстро оптимизировать штат на предприятиях в зависимости от экономической и рыночной конъектур без согласия профсоюзов. Это подарок всем крупным бизнесменам, особенно занятым в металлургии, химической и угольной промышленности, например, Ахметову, Фирташу, где вопрос необходимости сокращения штата весьма болезненный уже много лет. При Януковиче частичную победу крупный бизнес одержал через принятие нового Трудового кодекса. Он давал больше власти крупным работодателям. С одной стороны, БПП предложил еще раз склонить чашу весов в пользу олигархов. С другой - в условиях кризиса бизнес должен иметь право сокращать работников. Порты и железная дорога Президент предлагает принять закон о железнодорожном транспорте, который создаст конкурентный рынок перевозчиков и обеспечит равный доступ всех субъектов хозяйствования к объектам инфраструктуры. Пока нет законопроекта, судить об этой инициативе трудно. В чем же может быть интерес олигархата? Например, не имея возможности влиять на менеджмент "Укрзалізниці", Ахметов может поддержать педалирование либерализации рынка, где у него неплохие стартовые позиции в виде крупнейшего частного грузового оператора "Лемтранс". А вот что касается портов, то инициатива Банковой на удивление прогрессивна. Коалиционное соглашение предлагает остановить передачу морских портов в долгосрочную концессию. Вместо этого гавани пойдут на приватизацию. Интересно, что компания Ахметова "Портинвест" уже более года вполне успешно отстаивает необходимость работы инвесторов в портах на условиях концессии. До конца 2014 года Мининфраструктуры планирует объявить конкурс по концессии в порту "Южный", Одесская область. Там заявлены проекты агрохолдинга "Укрлендфарминг", "Ол сидз", "Мрия" и холдинга "Портинвест". Эти компании ведут между собой скрытую пиар-войну, однако вне зависимости от ее итога государство окажется в проигрыше. Приватизация - правильный шаг, потому что концессия и долгосрочная аренда, которую лоббирует другая группа бизнесов, являются скрытыми формами приватизации. Для государства они означают утрату операционного контроля над портом, но не приносят реальной прибыли. По окончании срока концессии правительству либо вернут изношенные мощности, либо концессионер добьется права выкупить мощности за бесценок. Если идти по пути приватизации до конца, то логика БПП следующая: прописать прозрачные условия и привлечь крупный иностранный капитал, чтобы собрать максимум денег в бюджет. Тогда олигархам выиграть открытый конкурс будет труднее и дороже, чем получить объект в концессию. Однако прозрачной приватизации может и не быть. Потенциальный премьер от БПП Владимир Гройсман уже заявил, что не исключает применения механизма концессии портов, если игроки и специалисты сочтут это необходимым. Таким образом, скорее всего, БПП намекает, что крупному бизнесу можно обратиться к "нужным людям", чтобы "порешать вопрос". В принципе, никто не удивился. От Петра Порошенко ничего другого и не ждали. Источник: http://www.epravda.com.ua/rus/publications/2014/11/3/502604/view_print/ | |
Просмотров: 482 | | |
Всего комментариев: 0 | |