Главная » Статьи » ОБЗОРЫ |
Морские порты ждут концессионеров.
13-го 2013-го
Формально реформа стартовала еще год назад, когда президент Янукович поставил подпись под Законом «О морских портах Украины». Но вступил документ в силу только 13 июня 2013 г. С этой даты для 20 предприятий морской отрасли — 18 государственных портов, госпредприятия «Дельта-лоцман» и Керченской морской переправы — началась эпоха перемен. Первым шагом было изменение структуры управления портами — они перестали быть самостоятельными юрлицами, их административные и коммерческие функции разграничили, а стратегическое имущество (причалы, акватории, каналы, портовая инфраструктура общего пользования) передали специально созданной Администрации морских портов Украины (АМПУ). На нее же возложены обязанности по содержанию и эффективному использованию этого имущества, в частности, модернизация, ремонт, реконструкция и строительство гидротехнических сооружений, других объектов портовой инфраструктуры. Кроме этого, АМПУ будет взимать портовые сборы, которые раньше каждый порт собирал самостоятельно. Да и тариф будет устанавливать не Кабмин, а Мининфраструктуры Украины. А вот стивидорной деятельностью АМПУ заниматься не планирует — ею будут ведать уже реорганизованные госпредприятия в самих портах. Для этого им оставили на балансе необходимое производственное имущество и объекты: перегрузочное оборудование, портовый флот, транспорт и т.п. Получается, на время реформ на территории портов вместо одного госпредприятия, на которое ранее возлагались и административные, и коммерческие функции, теперь оказалось сразу по два — филиал АМПУ и реорганизованное госпредприятие. По задумке авторов реформы это разграничение полномочий, отвечающее мировой практике, искоренит главные беды портовой отрасли и проложит путь в светлое завтра. «Наш приоритет — это успешная, эффективная и конкурентоспособная портовая отрасль, создание рабочих мест, уверенность наших сотрудников в завтрашнем дне, в своем будущем. В том будущем, где будет повышаться зарплата, где семьи работников смогут качественно лечиться, учить детей, где будет стабильность и прогнозируемость в работе. А все это возможно лишь при условии увеличения грузопотока, создания благоприятных условий для грузовладельцев и операторов, привлечения ответственных стратегических инвесторов», — цитирует пресс-служба министра инфраструктуры Украины Владимира Козака. В поисках денег Очевидно, эти пафосные заявления имеют шанс стать реальностью только при коренной революции в портовом хозяйстве страны: от искоренения коррупции до технического перевооружения. В последние годы портовое хозяйство переживало не лучшие времена, теряя грузопоток, который постепенно уходил в морские ворота Грузии, России, Румынии. По данным Госкомстата, лишь за 2012 год перевалка импортных грузов в украинских портах сократилась на 15,1%, до 16,49 млн. тонн, транзитных на 18,5%, до 38,78 млн. тонн, перевалка на внутреннем сообщении провалилась на 41,3%, до 1,84 млн. тонн. Вырос только экспорт, которому некуда деваться, — на 14,1%, до 96,85 млн. тонн. А вместе с грузами утекали и потенциальные доходы. «И хотя украинские порты в целом являются прибыльными предприятиями, предварительные подсчеты показали, что отрасль нуждается в инвестициях на сумму 25 млрд. грн. и собственными силами государство сможет модернизировать порты не ранее чем через 15 лет. Именно поэтому было принято принципиальное решение реформировать морскую отрасль и обеспечить доступ частного капитала на взаимовыгодных условиях», — сообщает пресс-служба Мининфраструктуры. Наиболее эффективным и прозрачным механизмом взаимодействия государства и частных инвесторов была признана концессия. Она призвана восстановить изношенную на 90% инфраструктуру госпортов и увеличить их мощность, привлечь дополнительные транзитные грузопотоки в порты и усилить их конкурентоспособность на международном транспортном рынке, полагают работники ведомства. Первые концессионные конкурсы Мининфраструктуры обещает провести уже в нынешнем году, хотя передавать планирует не порты целиком, а лишь вакантные места в них, потому что ранее заключенные договоры останутся в силе. Сколько придется платить новым концессионерам за то, что восстанавливают инфраструктуру украинских портов, пока сказать сложно. Методика расчета концессионных платежей выглядит так: правительство утверждает специальную формулу, а максимальный размер платежа составляет 10% от экспертной оценки объекта. То есть чем крупнее объект, тем выше концессионный сбор. Для сравнения: в России закон о концессионных соглашениях заранее оговаривает твердую сумму. В Нидерландах концессионные платежи определяются путем переговоров с инвестором и зависят от финансовых показателей компании: чем больше грузооборот и доходы инвестора, тем выше сумма отчислений. Но Украина решила пойти своим путем. И заработать на этом: «Сумма концессионных платежей в случае успешной работы всех украинских портов по концессионной модели составит как минимум 600 млн. грн. в год. Для сравнения скажу, что в нынешнем формате госпорты платят дивиденды на госдолю, эти платежи составляют около 460 млн. грн. в год», — рассказал «Эксперт-Украина» замминистра инфраструктуры Дмитрий Демидович. А кроме этого, необходимо обновить всю сферу. «Морская отрасль Украины нуждается в коренной модернизации, внедрении новейших технологий. Мы ожидаем, что инвесторы, которые придут в портовую отрасль, принесут новую культуру производства, приведут в Украину новые грузопотоки, ведь только способность качественно и оперативно обрабатывать суда и грузы в соответствии с современными требованиями мировой экономики позволит нам сохранить конкурентные позиции украинских портов как важных логистических узлов глобальных транспортных коридоров. Развитие отрасли требует более 25 млрд. грн. инвестиций, что способно обеспечить только государственно-частное партнерство со стратегическими инвесторами, которые уже работают в украинских портах или изъявляют желание реализовать инвестиционные проекты в форме концессий. Со своей стороны, государство готово и дальше создавать необходимую нормативно-правовую базу и обеспечивать бизнесу гарантии стабильной работы», — заявил вице-премьер-министр Украины Александр Вилкул. Специализация Для реализации морского закона Кабмин своим распоряжением №466-р сделал все 18 морских портов Украины открытыми для захода иностранных судов. А кроме этого, рассмотрел «Стратегию развития морских портов Украины на период до 2038 года», которая определяет основные направления развития отрасли на ближайшие четверть века. Среди прочего планируется взять на вооружение принципиально новый подход к специализации каждого порта. Определяться она будет исходя из следующих критериев: удельный вес обработки грузов, территориальная близость морского порта к сырьевой базе и производства, возможности существующей инфраструктуры и наличие перспективных территорий развития морского порта, оптимальность путей транспортировки грузов. Благодаря этому в долгосрочной перспективе авторы реформы хотят увидеть увеличение ежегодной переработки грузов в отечественных портах до 210 млн. т; привлечение частных инвестиций в объеме 26 млрд. грн. для развития объектов портовой инфраструктуры; создание мощностей для переработки не менее чем 250 млн. т грузов в год; повышение до 80% эффективности использования перегрузочных комплексов и создание 15 тыс. дополнительных рабочих мест. «Стратегия будет реализовываться за счет инвесторов, целевых кредитов банков, субъектов хозяйствования независимо от формы собственности, а также на средства АМПУ, железных дорог и предприятий железнодорожного транспорта, ведь все предприятия транспортной отрасли являются частью единого логистического комплекса. При этом развитие каждого отдельного сектора должно осуществляться в комплексе с другими, поскольку главной стратегической целью всех отраслевых реформ является не только увеличение транзитных внешних и внутренних перевозок, но и развитие национальной экономики в целом», — считает министр инфраструктуры Украины Владимир Козак. Что ж, будем надеяться, что планы станут реальностью. Источник: http://1k.com.ua/484/details/3/2 | |
Просмотров: 476 | | |
Всего комментариев: 0 | |