Главная » Статьи » ОБЗОРЫ |
На этой неделе в системе ProZorro были объявлены открытые торги по трем закупкам филиала АМПУ («Администрации морских портов Украины» в порту «Южном». Все они касаются проведения дноуглубительных работ. Ожидаемая стоимость работ по всем трем лотам составляет 2,167 млрд грн без НДС (2,6 млрд с НДС). Раскрытие предложений участников должно состояться 26, 27 и 28-го декабря, срок завершения работ – декабрь 2018 – декабрь 2019 года. Первый лот – самый дорогой, на 1,197 млрд грн (без НДС) – дноуглубление в акватории причалов №23-25, предполагает изъятие 4,4 млн кубометров грунта и доведения глубины до 16 м. Исходя из этого объема, ожидаемая стоимость работ составит около $10 за кубометр (272 грн).
Второй – закупка работ по дноуглублению морского, внутреннего подходных каналов и операционной акватории до 21 м у причалов №5 и №6. Ожидаемая стоимость составляет 837 млн грн (без НДС), необходимо вынуть 3,44 млн кубических метров грунта. Стоимость работ за куб – $9 (243 грн). Этот тот самый скандальный тендер, который объявлен второй раз: итоги первого, запущенного еще в феврале 2016, отменены в начале ноября. Под давлением главы Кабмина и Мининфраструктуры АМПУ перезапускает торги уже через систему ProZorro. Третий объект торгов – работы по эксплуатационному дноуглублению у ряда причалов на сумму 131 млн грн, исходя из объема работ стоимость за куб составит 238 грн. Много это или мало? В 2012 году «Южный» уже объявлял тендер на дноуглубление на 1,1 млрд грн (проект начала выполнять компания «Мёбиус» , только тогда объем работ по проекту составлял намного больше – 13,8 млн кубов. Или 80 грн за 1 кубический метр, что, впрочем, по курсу того года составляло те же $10. Однако, например, руководители «ТИС» любят вспоминать, что тот же подрядчик в 2006 году сделал для компании дноуглубление объемом 7,3 млн кубов за $40 млн (около $5,5 за кубометр). Так кто же претендует на сегодняшний немалый пирог? Золотокопатели. Объявление опубликовано на украинском и на английском языке: заказчик рассчитывает на участие глобальных компаний с опытом и мировым именем. Победитель прошлого тендера, отмененного АМПУ, уже заявил, что будет снова подавать заявку. «Будем принимать участие в двух лотах, самых больших. Но это не обозначает, что мы согласились с отменой предыдущего тендера, где мы победили», – сказал Forbes гендиректор «Ян Де Нул Украина» Андрей Розов. По его словам, на данный момент юристы компании изучают судебную практику и перспективы возможного иска к АМПУ, отменившего итоги тендера. Напомним, в октябре АМПУ объявил победителя тендера на дноуглубление морского подходного канала и акватории причалов № 5 и №6. Им стало ООО «Ян Де Нул Украина» (по ее данным, «дочка» бельгийской группы Jan De Nul). Но проигравший участник торгов, ДП «Ван Оорд Украина», не согласился с тем, что его заявка была отклонена на этапе рассмотрения, и обратился с жалобой в Антимонопольный комитет. АМКУ согласился с жалобой и потребовал отменить тендер. К нему присоединились министр инфраструктуры Владимир Омелян и премьер-министр Владимир Гройсман. Причин отмены было несколько. Во-первых, неочевидность законности отклонения заявки других участников тендера (еще один участник, оспоривший отклонение его заявки – болгарская АО «Строительный и технический флот» , во-вторых – сомнение в справедливости предложенной цены победителя (998,95 млн грн, самая высокая из всех заявок). Кроме того, нардеп от БПП Сергей Лещенко заявил о наличии связи компании «Ян Де Нул» с нардепом от «Народного фронта» Сергеем Фаермарком через офшорные компании, которые, по его словам, появились в числе учредителей уже в ходе проведения тендера. На данный момент Сергей Фаермарк не ответил на вопросы Forbes. Андрей Розов, работавший когда-то помощником этого нардепа, связь с ним отрицает и уверяет, что конечный бенефициар компании – семья ее основателя Яна Де Нула. В компании «Ван Оорд Украина» говорят, что пока не определились насчет своего дальнейшего участия в борьбе за деньги АМПУ. «Мы пока в стадии обсуждения этого вопроса. Не факт, что будем участвовать», – сказал директор компании Игорь Тыныника. В ходе предыдущего тендера компания предложила самую низкую цену – 900,85 млн грн. Иногда они возвращаются. Еще одна компания с мировым именем, которая надеется заработать на дноуглублении в Южном – ООО «Боскалис Юкрейн». Она является «дочкой» голландской Boskalis International B.V., которая в свою очередь входит в группу Royal Boskalis Westminster N.V. По иронии, в начале 2016 года эта глобальная группа поглотила лидера немецкого рынка дноуглубительных работ Strabag Wasserbau, более известную как Mӧbius Wasserbau, дочерняя структура которой до 2015 года активно работала в Украине. Именно «Мёбиус Констракшн Юкрейн» в 2012 году получила несколько подрядов на сумму около 2 млрд грн в «Южном». Но в 2015, выполнив только часть работ (доведя дноуглубление до 18,5 м вместо ожидаемых 21м), забрала из Украины всю технику и свернула деятельность. «В Украине начался кризис, и заказчик просто перестал платить деньги, требуя чтоб подрядчик со своей стороны продолжал выполнять обязательства», – объясняет Александр Самошин, директор «Боскалис Юкрейн». Бывший директор «Мёбиус Констракшн Юкрейн» Олег Заступайло вспоминает, что заказчик (тогда порт «Южный» изменил проект, разделив его на 3 этапа, и «Мёбиус» ограничилась выполнением первого из них. Тем не менее, это позволило «Южному» увеличить допустимую осадку судов, заходящих в порт, и поднять портовые сборы. К слову, «Боскалис» уже подавала заявку на участие в предыдущем тендере в феврале, однако не прошла предвалификационный отбор. «По формальной причине – не был переведен один документ», – говорит Самошин. Юридически у компании не было возможности спорить с этим, отмечает он, хотя и сомневается, должна ли была такая незначительная формальность стать поводом к тому, чтобы «снять с дистанции такого серьезного участника». Ни у одной из перечисленных компаний нет опыта работы в Украине, говорят игроки рынка. Хотя присматриваются к нашим проектам они уже давно. Так, «Ван Оорд Украина» была зарегистрирована в Украине еще в 2004 году, «Боскалис Юкрейн» в 2010, «Ян Де Нул Украина» – в 2013. Есть в Украине и собственные игроки, имеющие немалый опыт на поприще дноуглубления – «Черномортехфлот», «Усть-Дунайводпуть», «Техфлот» , «Укрводпуть». Однако мощности техники, которой они располагают, могут не позволить им выполнить работы в срок. Периодически на тендерах появляются имена игроков «второго эшелона», например, «Маст-Буд», «Инфлот-Данубиус», «Техморгидрострой-Николаев», «Лигос УА» и других, но все они не работают со значительными объемами и не имеют соответствующей техники, а встречаются преимущественно на субподрядах. Замерли в ожидании. Среди бенефициаров тендера будут не только те, кто непосредственно получит заказы, но и косвенные – компании-операторы причалов, которым глубокая вода необходима для реализации своих бизнес-проектов в части строительства терминалов. Так, первый и самый крупный лот связан с проектом компании Cargill и ее партнера «МВ Карго» (компания совладельцев «ТИС» Андрея Ставницера и его брата Егора Гребенникова). «МВ Карго» совместно с Cargill и при участии кредита ЕБРР планирует построить зерновой терминал мощностью 5 млн тонн в год и стоимостью $130 млн.
В непосредственной близости от причалов № 5 и 6 далее располагаются причалы №8-9 и №10-11. Здесь компания «Портинвест» Рината Ахметова планирует построить экспортно-импортный терминал для сыпучих грузов мощность 18 млн тонн в год примерно за 200 млн долл (на землях ООО «Причалы Коминтерна», которую «Портинвест» приобрел в 2012 году). Далее, между «Причалами Коминтерна» и терминалами группы «ТИС» располагаются земли группы «Укрлэндфарминг» Олега Бахматюка. Порт «Южный» – главный приоритет в инвестиционных проектах компании, тут планируется построить терминал с объемом перевалки до 15 млн тонн в год и стоимостью $500 млн Источник: http://forbes.net.ua/business/1424544-popytka-nomer-dva-kto-zarabotaet-na-dnouglublenii-v-portu-yuzhnom | |
Просмотров: 360 | | |
Всего комментариев: 0 | |