Главная » Статьи » ОБЗОРЫ |
Споры вокруг городских проблем, обсуждение количества выбросов в атмосферу и доли астматиков на тысячу жителей сводятся в итоге к двум основным позициям. Жители категорично не желают, чтобы порт прирастал новыми объектами. Инвестор не менее категорично заявляет, что, во-первых, экология города-порта и так оставляет желать лучшего [4], поэтому - объектом больше-объектом меньше, разницы никакой. А во-вторых, прогресс, как известно, не остановим, развитие портов — объективное требование растущей российской экономики, и становиться на пути инвестора — все равно что вручную пытаться утянуть солнце за горизонт.
Об объективной потребности в новых перевалочных мощностях рассуждают и инициаторы других крупных портовых проектов в Новороссийске, Сочи, на Тамани, в Ейске и Приморско-Ахтарске, реализуемых или только намеченных к реализации. Какой части планов инвесторов суждено сбыться? В посткризисное время мало кто берется загадывать на будущее, но в данном случае ясно - успех крупного инвестиционного проекта напрямую зависит от возможности подключения к бюджетному финансовому потоку или к другому потоку — грузовому. После сентября 2008 года оба живоносных источника серьезно оскудели, что не замедлило сказаться на многих амбициозных проектах, в том числе в портовой сфере. Гадание на грузопотоке. Один из последних примеров того, как рассеялся, словно мираж, прогноз грузопотока, на который делал ставку инвестор, и под который выделялись немалые кредитные средства, — терминал по перевалке сжиженного газа в том же Туапсе. Проект носил название Туапсинский экспортный терминал (ТЭТ) и замышлялся в начале двухтысячных, а может, и ранее, под крупные объемы сжиженного газа на экспорт, которые, можно предполагать, компании-инвестору, ООО "Промтранслизинг", обещал концерн "Газпром". Логика инвестора может быть реконструирована, так сказать, умозрительно, так как "Промтранслизинг" находится в процедуре банкротства и уже не у кого спросить, с кем именно были (если были) заключены договоренности по поводу поставок газа за рубеж и почему проект так и не был реализован. Зато средства — более миллиарда рублей — были выделены инициатору проекта одним из крупных банков с госучастием, и благополучно потрачены на стартап. Ждем поддержки от родины. В масштабных портовых начинаниях не обходится без господдержки — или, по крайней мере, без надежды на нее. Федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы России на 2010–2015 годы" с общим объемом финансирования 13,9 триллиона рублей — документ, на который в последние годы возлагались главные надежды инвесторов. В Краснодарском крае ФЦП предусматривает реализацию двух крупных проектов, имеющих целью увеличение объемов экспорта транспортных услуг: это комплексное развитие Новороссийского транспортного узла (58 млрд. рублей из федерального бюджета) и строительство сухогрузного района порта Тамань (бюджетное финансирование - 50 млрд. рублей). Увы, программа принималась в мае 2008 года, и заявленные в ней цифры в 2010 году подвергнутся сокращению — в этом не сомневаются ни чиновники, ни бизнесмены. "В соответствии с законом о федеральном бюджете на 2010 год на реализацию программы "Развитие транспортной системы России" предусматривается всего 56 % от необходимого уровня финансирования, - заявил в феврале текущего года заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта России Игорь Захаров на расширенном заседании Совета ведомства. - Ввиду ограниченности средств федерального бюджета Росморречфлот сконцентрировал ресурсы на приоритетных мероприятиях и объектах, в числе которых объекты в Сочи, а также мероприятия к подготовке и проведению Саммита АТЭС во Владивостоке". Разошлись, как в море корабли Идея "развести" в пространстве порт и курорт в ряде южных городов России много лет подряд, что называется, носится в воздухе. У наших соседей, в Ростовской области, компания "Миусский морской торговый порт" в 2008 году выражала намерение вынести портовые мощности из Таганрога, что позволит разгрузить центр города и реализовать новые проекты на высвободившихся территориях. Впрочем, сейчас активности в проекте не наблюдается. Аналогичные идеи время от времени озвучиваются в Ейске: городская власть заявляет о намерении найти инвестора и построить порт в станице Камышеватской, перепрофилировав находящийся в городской черте Ейска порт на экологически безвредные грузы и развивая пассажирские перевозки. Это, по мнению инициаторов проекта, благотворно скажется на привлекательности Ейска как курорта. Впрочем, даже самые заядлые энтузиасты проекта выноса "грязных" портовых мощностей за городскую черту признают, что найти более 20 млрд рублей на благое дело — затея почти безнадежная. Источник: http://Живая Кубань (http://www.livekuban.ru/print/193203) | |
Просмотров: 595 | | |
Всего комментариев: 0 | |