Главная » Статьи » ОБЗОРЫ |
Разогнать бы СОРОСС за его Концепцию, да некому. Все схвачено.
Союз Российских Судовладельцев (СОРОСС) разродился Концепцией судоходной политики под длиннейшим названием: "Концепция судоходной политики российских судовладельцев в условиях долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации и государственной транспортной политики России на период до 2030 года".
Ей-богу, СОРОСС надо пользоваться противозачаточными средствами во время своих творческих оргазмов, чтобы не рожать таких уродов. Лучше бы ему вообще стать бесплодным, но это невозможно, потому что порождаемые им чудовища востребованы теми, кто их зачал. О чем Концепция? О главном – об изъятии не менее 40% грузовой базы внешнеторговых морских перевозок РФ в пользу отечественных перевозчиков. Все остальное дымовая завеса и лирика. Есть правда, еще одна важная тема, это закон "О поддержке российского судостроения и судоходства", но о нем будет отдельный разговор в отдельной статье. Наши власти и ОСК всерьез нацелились на эти 40%, и не успокоятся, пока не наложат на них лапу, это следует понимать всем отечественным малым и средним судовладельцам, а также всем грузовладельцам. Это прямая и непосредственная угроза нашей и без того убогонькой экономике. Теоретическая база патриотов не изменилась, да и как ей измениться, тут ведь ничего другого не придумать, никакого другого логического правдоподобного объяснения. 40% необходимо отобрать у рынка и гарантировать «своим», чтобы обеспечить национальную безопасность и экономическую независимость. Национальная безопасность и экономическая независимость висят на волоске и вот-вот рухнут. В настоящее время судами под флагом РФ перевозится «всего» 6% грузовой базы РФ. СОРОСС не стал вдаваться в цифры для сравнения, сколько процентов национальных перевозок обеспечивается национальными флотами стран ЕС или США, чтобы не сесть в лужу, потому что если сравнить, то 6% выше общемирового уровня, причем значительно выше, чем в тех же США. Помнится мне, сорокапроцентники как-то проговорились, что если посчитать и флот, контролируемый российскими владельцами, то доля грузов, перевозимых российскими судами под флагом РФ и иностранными, составляет 20% или более. Мало кто может похвастать такими цифрами. Австралия, например, не может. Она перевозит своим флагом всего 0.5% своих грузов, при том, что Австралия связана с миром только морскими путями, и при том, что она в чем-то схожа с РФ – главная доля ее внешней торговли приходится на экспорт полезных ископаемых, угля и руд. Буквально на днях, на прошлой неделе, Австралия приняла целый пакет законов, призванный возродить австралийский торговый флот. Получится у них что-то или нет, это большой вопрос, но интересно тут другое. Австралийские патриоты отечественного флота не кричат о национальной безопасности – им скорее всего, такой бред просто не приходит в голову. А если кому-то и пришел, то он прекрасно понимает, что австралийская пипла эту чушь не схавает. Поэтому австралийские патриоты не позорятся, в отличие от расейских. Но с другой стороны, у них нет и таких сильных интересов, они и мечтать не могут потребовать закрепления 40 процентов грузовой базы за судами под отечественным флагом. Возьмите любую страну из тех, кто пытается в настоящее время возродить свой флот, от Австралии до Норвегии, и нигде вы не найдете требований об отъеме 40 процентов грузовой базы, и 20 тоже, и 5, и даже 1 процента – везде такое требование будет воспринято, как противозаконное. За такой патриотизм можно тут же слететь со своих постов, а то и угодить под расследование соответствующими органами, потому что требование насильственного изъятия с рынка 40% грузовой базы внешней торговли данной страны в пользу каких-то отечественных компаний, это сильнейший удар по экономике страны и по кошелькам ее граждан. Это экономическое преступление. Подробно о сути изъятия я рассказывал не раз (ну например, здесь http://www.odin.tc/articles/brat.htm), и расскажу еще раз в отдельной статье, посвященной воспеваемому на каждом углу закону О поддержке российского судостроения и судоходства. СОРОСС намекнул в своей Концепции (или нечаянно сболтнул) на тот механизм, с помощью которого они надеются забрать у грузовладельцев право распоряжаться перевозками своих грузов. Абзац крайне трудно читаем из-за сверх бюрократического языка, но вы уж пересильте себя, прочитайте: проведение регулярных всероссийских совещаний основных грузовладельцев и судоходного бизнеса, государственных органов власти с целью выработки общей позиции и соответствующих мероприятий по вопросу осуществления приоритетного участия в перевозках внешнеторговых грузов российской внешней торговли российских морских перевозчиков и обеспечения выполнения показателя национальной безопасности в сфере морских перевозок – доля перевозок внешнеторговых и транзитных грузов судами под российским флагом, утвержденного Правительством России в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г. на уровне 40% вместо 6% в настоящее время Реквизиция будет проводиться не сразу, постепенно, начинаясь со сбора разведданных – сколько каких грузов кто возит, насколько данный грузовладелец защищен или уязвим, чем его можно взять, чем припугнуть, на чем сломать. Правовая (да уж, право…) база уже создана, о чем СОРОСС также проговорился. Вот она: Согласно одобренному Морской коллегией при Правительстве России Перечню показателей состояния национальной безопасности в области морской деятельности последний как доля перевозок национальных внешнеторговых и транзитных грузов российскими судоходными компаниями на судах под российским флагом составляет всего лишь 5-6%. То есть реквизиция 40%, это не грабеж, а: выполнение положений, индикаторов Стратегии развития морской деятельности, Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г. в сфере морских перевозок, включая увеличение перевозок внешнеторговых грузов судами под российским флагом с 6 до 40%, обеспечивающее национальную безопасность страны в области морской деятельности Ваша карта бита, господа предприниматели. Четыре сбоку, ваших нет, будешь возить грузы как прикажем, фраер! И это не грабеж, а обеспечение национальной безопасности, у нас все по закону, то есть все для тех, кто в законе. Я не буду тут гадать про наших крупнейших судовладельцев и их интересы или наоборот, потери, в грядущем ограблении экономики. Для малых и средних судовладельцев это означает только одно – потери. Они могут быть прямыми, если например, судовладелец постоянно возит чьи-то грузы на своих судах, зарегистрированных под иностранными флагами, а грузовладельцу прикажут возить грузы не просто судами под флагом РФ, но при этом судами конкретной очень патриотической компании. Они будут косвенными, если судовладелец попадет в заветный список тех, среди кого будут эти 40% распределять. Сыр ведь бесплатный известно где, правильно? За гарантированную грузовую базу придется платить, причем скорее всего, в два адреса. Насколько мне известно, между лоббистами сорока процентов разгорается драчка – ОСК требует, чтобы грузы отдавались под киль, под заказы строительства судов у ОСК, а морское начальство, которое собственно, и породило первым эту идею насчет реквизиции, делиться само собой, не желает. Я думаю, разберутся, поделят. Судовладельцу придется платить и благодетелям, и ОСК. Если судовладелец попадет в заветный список благодаря крупному чину, с которым у него родственные, дружеские или коммерческие связи, то не от всех поборов тот чин сможет его прикрыть. Но и это не самое главное – сегодня крупный чиновник сидит в своем кресле, а завтра ведь может и слететь. Во властных кабинетах идет дикая, крысиная борьба за выживаемость, и слетающий с кресла может запросто угодить не на пенсию или в другое кресло, а под расследование, потянув за собой приятелей и родственников. Насильственный захват 40% рынка не может не быть временным, первый крепкий экономический кризис (или смена власти) сметет эту «национальную безопасность» к чертовой матери. Если кто-то верит в то, что 40% будут распределяться путем тендеров (как обещают творцы), «рыночным» путем, то ему за угол, туда, где детсад и цирк с клоунами. Изолироваться от рынка, чтобы сделать какой-то внутренний, свой, глубоко духовный и патриотический рынок? 40 процентов будут распределять среди «своих» и среди тех, кто согласится выплачивать дань в требуемых объемах. Временность, шаткость этого патриотического предприятия обоснует и правила игры – урвать побольше в кратчайшие сроки, то есть максимально взвинтить стоимость перевозок, то есть нанести максимальный вред экономике страны. Есть критерии национальной безопасности – официальные, всеми принятые и всем понятные, опубликованные в различных документах. Найти их в Интернете не проблема. Специально для повышения общеобразовательного уровня СОРОСС, а также для того, чтобы продемонстрировать, что насильственное закрепление 40% (да хоть сколько, хоть 5%) внешнеторговой грузовой базы является отнюдь не мерой по обеспечению национальной безопасности, а наоборот, мерой по ее подрыву, я сделал к этой статье Приложение, интересующиеся могут ознакомиться. СОРОСС возвращается к заветной мечте, контролируемой грузовой базе, на протяжении всего с позволения сказать, документа. Как вам такое творение в разделе Приоритетные направления? … введение в целях обеспечения государственных интересов Российской Федерации и в соответствии с распространенной мировой практикой ограничений в отношении доступа к отечественной грузовой базе иностранных перевозчиков при сохранении принципов свободного предпринимательства; А почему СОРОСС не уточняет, что это за распространенная мировая практика такая, по ограничению доступа иностранных перевозчиков? Где она, СОРОСС? В Северной Корее? И как совместить ограничение доступа с сохранением принципов свободного предпринимательства? Как залезть на кактус и не уколоться – обратитесь в СОРОСС, там знают. В Концепции обозначены цели, задачи и принципы, и за исключением посягательств на грузовую базу, в основном это все пустые слова, призванные составить видимость серьезного документа. Ну вот например, как вам такая главная цель российского судовладельца: Главными целями судоходной политики российских судовладельцев являются: 1. Достижение максимальной эффективности работы флота, оперируемого российскими судоходными компаниями, обеспечивающей: - экономическую независимость и национальную безопасность Российской Федерации в сфере морских перевозок; Российский судовладелец, это вам не греческий, не американский, не английский, не прочий азиатский? Его интересуют в первую очередь не прибыль и расширение бизнеса, а независимость и безопасность РФ? Ну что за бред, мы что, дети? Нормальный малый и средний российский судовладелец имеет одну большую светлую мечту – как бы совсем уйти с российского рынка, чтобы не зависеть ни от властей, ни от судоходной политики, ни от главных целей и задач, которые ставят перед народом обожаемые партия и правительство. Его интересуют в первую очередь его собственные экономическая независимость и безопасность, как любого нормального человека. Трогательная забота об интересах отечества проходит сквозь всю Концепцию, не Концепция, а прямо песня – раньше думай, значить, о родине, и уже потом, собака, о себе. Мы уже это проходили, СОРОСС. Как только всех заставляют думать о родине и не думать о себе, так сразу экономика начинает разваливаться. И кто это у нас такой озабоченный родиной, интересно? Руководство страны, Минтранс, СОРОСС? СОРОСС гонит всех под российский флаг – а что он сделал, вместе с Минтрансом и партией с правительством, чтобы сделать российский флаг привлекательным? СОРОСС пишет в Концепции, что одна из главных задача, это: создание условий для нормального функционирования и развития российских судоходных компаний на основе формирования нормативной правовой базы в сфере морской деятельности, соответствующей нормам международного права, интересам отечественного судоходства, положениям национальной морской политики Уже второе десятилетие пошло, как СОРОСС и Минтранс создают условия и формируют правовую базу, а беспредел как царил, так и царит, и если верить опросу Морского Бюллетеня, ситуация становится хуже, а не лучше. Если верить тому же опросу, то работу Минтранса, СОРОСС и АСК признают неудовлетворительной подавляющее большинство проголосовавших. Я считаю, что малым и средним судовладельцам делать в СОРОСС и АСК решительно нечего – возможно, они и оказывают какую-то помощь в каких-то частностях, но общее направление их работы и деятельности очевидно – удовлетворение требований власти и крупнейших компаний. Новая Концепция от СОРОСС направлена против коренных интересов основной массы частных судовладельцев, поэтому те из них, кто еще числится в рядах СОРОСС, по сути своими же деньгами оплачивают направленную против своих интересов деятельность. Вам некуда девать деньги? Дайте их Морскому Бюллетеню – гарантирую, вреда уж точно не будет. Если бы судоходная общественность, в том числе плавсостав, имела какое-то влияние на СОРОСС, какие-то рычаги, позволяющие изменить деятельность Союза, то за одну эту Концепцию СОРОСС следовало бы попросту разогнать. Что в Концепции сказано о плавсоставе? Да все те же пустые слова, которые произносятся много лет всеми властными структурами – повысить престиж, зарплату, защищенность, уровень образования, тра-ля-ля и тру-ля-ля. Где работает большинство российских моряков, особенно квалифицированных? В иностранных компаниях. Где и когда хоть кем-то хоть раз был сформулирован государственный подход к морякам, к кадрам, работающим в иностранных компаниях, определение статуса этих кадров и отношения к ним государства? Проще говоря – это хорошо или плохо? Государство должно поддерживать и поощрять, или пресекать? Судя по позорному совещанию Морской Коллегии 2010 года (см. "Россия своим морякам помогать не будет, потому что они нехорошие" http://www.odin.tc/articles/rucrew.htm), как минимум таких моряков не поощряют и не поддерживают. СОРОСС любит родину, утрем слезу и спросим СОРОСС – как он относится к вопросу о российском плавсоставе, должен он работать только на российских судах, или конкурировать на мировом рынке, должна Россия опять замкнуться в сортире своей исключительности, или она может и должна стать одним из главных поставщиков кадров плавсостава в мире, конкурируя с Филиппинами, Индией, Китаем и Восточной Европой? Весь мир, все ведущие и не ведущие морские страны всемерно поощряют рост морских кадров – имея в виду не обеспечение кадрами своих флотов, это и так очевидно, а именно выход на мировой кадровый рынок. СОРОСС этой важнейшей для большинства работающих в отрасли темы не касался и не касается, ограничиваясь дежурным тарахтением про престиж и уровень защищенности. На мой взгляд, сам механизм объединения отраслевой общественности в виде союзов и ассоциаций давно уже устарел и стал прямо вредным, это касается всего мира, а не только России. Союзы и ассоциации работают на власти, на политиков и на крупнейшие компании, интересы малых и средних компаний и кадров игнорируются и более того, не могут быть даже сформулированы и публично оглашены, у них попросту нет для этого возможностей и каналов. Все куплено и схвачено. Концепция СОРОСС стала еще одним подтверждением, яркой иллюстрацией этого невеселого факта нашей жизни. Можно создать другой механизм, неподвластный влиянию властей и денег, не зависящий от конкретных личностей, которых можно купить, запугать или убрать, какими бы достойными они не были. Об этом механизме я расскажу в отдельной статье. Войтенко Михаил 12 июня 2012 ПРИЛОЖЕНИЕ I В соответствии со «Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», основными критериями оценки состояния национальной безопасности Российской Федерации являются: - уровень безработицы (доля от экономически активного населения); - уровень роста потребительских цен; уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении от валового внутреннего продукта; - уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования и науки в процентном отношении от валового внутреннего продукта; - уровень ежегодного обновления вооружения, военной и специальной техники; - уровень обеспеченности военными и инженерно-техническими кадрами; - децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее обеспеченного и 10% наименее обеспеченного населения). Предлагаемая СОРОСС экспроприация 40% грузовой базы в пользу отечественных перевозчиков предполагает рост стоимости транспортной составляющей товаров внешней торговли, это азбука, не требующая пояснений. Я их все-таки дам, еще раз, в добавление ко всему тому, что уже написал на эту тему, в статье, посвященной закону О поддержке российского судостроения и судоходства. Суть проста – если бы суда под российским флагом могли предложить более низкие цены, не надо было бы и огород городить, все грузы уже давно возились бы российскими судами, без всяких поддерживающих законов нашлись бы деньги на строительство и приобретение новых судов, и у дверей Российского Реестра толпилась бы очередь желающих зарегистрировать свои суда под родным флагом. Насильственное закрепление грузовой базы за «своими» означает, что транспортная составляющая стоимости товаров неизбежно и видимо, резко, вырастет. Это не сможет не сказаться на потребительских ценах, они тоже вырастут. Таким образом, предлагаемая СОРОСС Концепция, переполненная тревогой за национальную безопасность, в реальности предполагает подрыв этой самой безопасности, с чем я СОРОСС и поздравляю. Войтенко Михаил ПРИЛОЖЕНИЕ II Концепция судоходной политики российских судовладельцев в условиях долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации и государственной транспортной политики России на период до 2030 года. Общие положения. 1. Необходимость разработки Концепции определяется Уставом Союза российских судовладельцев согласно ст. 2 п. 2.2. 2. Концепция судоходной политики российских судовладельцев определяет основные долгосрочные цели, задачи, принципы, направления коммерческой деятельности российских судоходных компаний – членов Союза российских судовладельцев (СОРОСС) по их реализации с учетом основных положений Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г., утвержденной Правительством России, Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной Президентом Российской Федерации, Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 г., утвержденной Правительством Российской Федерации, ФЦП «Морской транспорт» на 2010-2015 гг., Концепции судоходной политики Российской Федерации, одобренной на заседании Правительства Российской Федерации в 2000 г. 3. Действие положений Концепции судоходной политики судовладельцев распространяется на деятельность российских судоходных компаний – членов Союза российских судовладельцев. Для российских судовладельцев Концепция является инструментом содействия развитию рыночных отношений в российском судоходстве, повышению его конкурентоспособности на мировом фрахтовом рынке, взаимодействия с государственными федеральными органами власти, субъектами Российской Федерации по решению морских проблем в интересах национального судоходного бизнеса, выполнению положений, индикаторов государственной национальной морской политики. 4. Концепция предусматривает реализацию ее положений на основе действующего международного права и национального законодательства, а также необходимости создания новых нормативных правовых актов, направленных на совершенствование действующего законодательства. 5. Координация деятельности судоходных компаний по исполнению положений Концепции осуществляется Союзом российских судовладельцев. Главные особенности состояния российского морского флота на современном этапе развития мирового судоходства. Главная позитивная особенность состояния российского морского флота, контролируемого российскими судоходными компаниями – членами СОРОССа на современном этапе, заключается в активизации его развития на основе строительства нового флота, в т.ч. для перевозки отдельных групп грузов (углеводороды). В результате наблюдается общий рост перевозок контролируемым судоходными компаниями флотом, в т.ч. по углеводородам. Создаются условия по развитию судоходства в Арктике. В то же время, как показывает анализ, существующие темпы развития флота судоходных компаний недостаточны, в связи с чем состояние морского флота российских судовладельцев – членов СОРОССа продолжает характеризоваться рядом негативных тенденций: сокращение количества судов под российским флагом, их общего дедвейта и увеличение возраста судов. На 01.01.2011 наличие судов под российским флагом в общем количестве контролируемого флота российскими судоходными компаниями – членами СОРОССа составляет по дедвейту 11,5%, т.е. в составе флота членов СОРОССа доля флота под иностранным флагом составляет 88,5%. При указанной структуре флота не обеспечивается национальная безопасность в сфере морских перевозок. Согласно одобренному Морской коллегией при Правительстве России Перечню показателей состояния национальной безопасности в области морской деятельности последний как доля перевозок национальных внешнеторговых и транзитных грузов российскими судоходными компаниями на судах под российским флагом составляет всего лишь 5-6%. При данном положении на внутреннем рынке транспортных услуг в области морских перевозок преобладает их импорт. Национальная внешняя торговля находится в полной его зависимости, теряя при этом дополнительные валютные поступления за счет транспортной составляющей в цене товара. Наличие отмеченных тенденций сопряжено с дефицитом средств отечественной банковской системы для масштабного (прорывного) строительства флота. Негативно сказывается медлительность создания нормативной правовой базы, способствующей развитию отечественного судостроения и судоходства, повышению его конкурентоспособности. В результате мощности отечественного судостроения наращиваются крайне медленно. Предоставление долгосрочных кредитов на более привлекательных условиях иностранные банки обуславливают необходимостью строительства судов на иностранных верфях с последующей эксплуатацией под одним из рекомендованных иностранных флагов. Основные цели, задачи, принципы судоходной политики российских судовладельцев. Цели Миссией судоходных компаний – членов Союза российских судовладельцев является обеспечение коммерчески привлекательной и безопасной перевозки грузов судами, контролируемыми национальными морскими перевозчиками (судоходными компаниями), на мировом фрахтовом рынке и внутри страны между морскими портами России. Главными целями судоходной политики российских судовладельцев являются: 1. Достижение максимальной эффективности работы флота, оперируемого российскими судоходными компаниями, обеспечивающей: - экономическую независимость и национальную безопасность Российской Федерации в сфере морских перевозок; - соблюдение национальных интересов Российской Федерации в вопросах освоения Арктики, в том числе в отношении Северного морского пути; - конкурентоспособность флота, работающего под российским флагом, на мировом фрахтовом рынке и при осуществлении каботажных перевозок; - получение доходов, позволяющих осуществлять расширенное воспроизводство основных фондов и развитие судоходных компаний; - уровень социальной защищенности работников не ниже, чем в ведущих иностранных судоходных компаниях; - повышение престижности морских профессий, сохранение имеемого кадрового состава и качественную подготовку новых кадров для морского флота. 2. Сокращение транспортных издержек, увеличение объемов внешней торговли и транзитных перевозок через территорию России. 3. Укрепление деловых связей с российскими грузовладельцами и грузоотправителями, судостроительными и судоремонтными предприятиями. Основные задачи Для достижения указанных целей предполагается решение следующих задач: - создание условий для нормального функционирования и развития российских судоходных компаний на основе формирования нормативной правовой базы в сфере морской деятельности, соответствующей нормам международного права, интересам отечественного судоходства, положениям национальной морской политики; - пополнение транспортного флота судоходных компаний конкурентоспособными судами, широко используя с этой целью программы инновационного развития предприятий, модернизационные мероприятия; - привлечение финансовых средств российской банковской системы для активизации строительства флота на предприятиях отечественного судостроения; - выполнение положений, индикаторов Стратегии развития морской деятельности, Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г. в сфере морских перевозок, включая увеличение перевозок внешнеторговых грузов судами под российским флагом с 6 до 40%, обеспечивающее национальную безопасность страны в области морской деятельности; - развитие судоходства в Арктике, включая обновление ледокольного флота, в первую очередь атомного; - совершенствование таможенного и налогового регулирования, а также регулирование трудовых отношений на морском транспорте как инструментов содействия повышению конкурентоспособности флота, сокращению расходов; - повышение конкурентоспособности Российского международного реестра судов; - обеспечение повышения уровня безопасности мореплавания, охраны труда, защиты окружающей среды от негативных последствий морской деятельности; - формирование в рамках СОРОССа консолидированной комплексной программы осуществления международной деятельности в сфере морских перевозок и обеспечение в рамках СОРОССа ее реализации; - оптимизация деятельности судоходных компаний, включая совершенствование менеджмента, сокращение расходов, повышение эффективности использования флота, другие мероприятия. Основные принципы Основополагающими для решения обозначенных задач судоходной политики российских судовладельцев являются следующие принципы: - приоритетность интересов национальной экономики и положений государственной морской политики Российской Федерации при формировании взаимодействия государственных органов власти с российскими судоходными компаниями на основе партнерских отношений; - осуществление коммерческой деятельности судоходных компаний на основе рыночных принципов развития судоходства с соблюдением норм международного морского права и требований российского законодательства; - обеспечение гарантии государственной защиты российских судовладельцев, работающих на мировом фрахтовом рынке, от дискриминации со стороны морских администраций иностранных государств, а также защиты российских моряков от пиратских нападений; - активное взаимодействие с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по вопросам формирования государственной политики в области морского транспорта, долгосрочного планирования развития морского транспорта, формирования нормативной правовой базы, международного сотрудничества; - содействие государственных органов власти обеспечению для российских судоходных компаний условий деятельности, соответствующих международной практике, сохраняя при этом на территории России равные условия деятельности с нерезидентами; - развитие сотрудничества российских судоходных компаний с зарубежными организациями по вопросам формирования международного права, развития судоходства, поддерживая при этом в международном сотрудничестве принцип равноправия, взаимной выгоды; - поддержка государства в решении задач, направленных на повышение конкурентоспособности флота, его развитие, участие в обеспечении перевозок национальной внешней торговли; - использование академического и отраслевого научного потенциала для достижения максимальной эффективности работы компаний как в краткосрочной, так и в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Приоритетные направления решения задач, стоящих перед российскими судовладельцами в предстоящем долгосрочном периоде до 2030 г. Резюмируя обозначенные в Концепции цели и задачи, российские судовладельцы считают, что их достижение возможно при получении положительных результатов по следующим приоритетным направлениям: - приведение национальной нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность российских морских судоходных компаний, включая таможенное, налоговое, трудовое и иное регулирование, в соответствие с нормами международного морского права, что должно обеспечить конкурентоспособность судов под российским флагом при работе на мировом фрахтовом рынке. Для этого в том числе необходимо предложить Минтрансу России разработать и утвердить для реализации в транспортном комплексе Российской Федерации программу повышения конкурентоспособности российских перевозчиков в целом по комплексу и по видам транспорта; - обеспечение национальной безопасности в области морских перевозок. С этой целью предложить Минтрансу России разработать с участием заинтересованных министерств, ведомств, организаций бизнеса, включая грузовладельцев, комплексную программу по увеличению доли перевозок внешнеторговых и транзитных грузов судами под российским флагом с 6 до 40% в 2030 г. согласно положению, утвержденному Правительством РФ в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г., предусмотрев в ней подпрограмму по повышению конкурентоспособности российских морских перевозчиков; - проведение регулярных всероссийских совещаний основных грузовладельцев и судоходного бизнеса, государственных органов власти с целью выработки общей позиции и соответствующих мероприятий по вопросу осуществления приоритетного участия в перевозках внешнеторговых грузов российской внешней торговли российских морских перевозчиков и обеспечения выполнения показателя национальной безопасности в сфере морских перевозок – доля перевозок внешнеторговых и транзитных грузов судами под российским флагом, утвержденного Правительством России в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г. на уровне 40% вместо 6% в настоящее время; - подготовка предложений для представления в Правительство России по ограничению иностранного перевозчика с учетом интересов государства (по военным грузам; в рамках выполнения соглашений о разделе продукции; ведение промышленной сборки на территории РФ) в целях расширения доступа российских судоходных компаний к отечественной грузовой базе; - введение системы постоянного мониторинга по вопросам повышения безопасности мореплавания, охраны труда, защиты окружающей среды от негативных последствий морской деятельности с целью своевременного принятия соответствующих корректирующих ситуацию мер; - осуществление модернизации и обновления флота судоходных компаний с учетом мер государственной поддержки российских судоходных, судостроительных и судоремонтных предприятий, осуществляемой в целях соблюдения национальных интересов Российской Федерации. В этих целях российские судовладельцы считают законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер по поддержке российского судостроения и судоходства» важнейшим механизмом этой системы. Его положения создадут условия для наращивания производственного потенциала отечественного судостроения и соответственно увеличения строительства судов для российских судоходных компаний, что принципиально важно; - создание условий для привлечения финансовых средств российской банковской системы для активизации строительства флота на предприятиях отечественного судостроения. При активизации системы финансирования российскими банками возможен некоторый прорыв в росте флота под российским флагом; - повышение роли и привлекательности Российского международного реестра судов. Массовое поступление судов с их регистрацией в Российском международном реестре будет способствовать ускоренному увеличению наличия флота под российским флагом, что в свою очередь обеспечит рост перевозок этой группой судов грузов национальной внешней торговли; - введение в целях обеспечения государственных интересов Российской Федерации и в соответствии с распространенной мировой практикой ограничений в отношении доступа к отечественной грузовой базе иностранных перевозчиков при сохранении принципов свободного предпринимательства; - консолидация усилий государства и представителей судоходного и связанного с морским судоходством бизнеса в части развития судоходства и транспортных технологий в Арктике, в частности на трассе Северного морского пути; - принятие срочных мер государственного регулирования по сохранению и подготовке кадров для морского флота, по совершенствованию системы отраслевого образования, повышению уровня профессиональной подготовки специалистов с учетом международных требований. | |
Просмотров: 495 | |
Всего комментариев: 0 | |