Главная » Статьи » ОБЗОРЫ |
Киев за полшага до подписания с Москвой соглашения, которое разблокирует экспорт украинского зерна через Черное море. Ожидается, что соответствующий документ, над которым работают делегации Украины, России, Турции и ООН, будет готов в ближайшие дни. Если документ подпишут завтра, премьер-министр Денис Шмыгаль вместе с вице-президентом Бундестага Катрин Геринг-Экардт планирует присутствовать при отплытии корабля с украинским зерном из Одессы. Уже сама перспектива скорого возобновления экспорта более 20 млн т украинского зерна привела к падению цен на пшеницу: американские фьючерсы упали почти на 4% до пятимесячного минимума в 7,6575 долл. за бушель (0,043 т). Его европейский аналог потерял почти 5%. Теперь он такой же дешевый, как и три с половиной месяца назад. И в странах третьего мира, зависящих от импорта пшеницы, многие правительства вздохнули с облегчением: угроза голода отступает, а с ним — и перспектива социальных потрясений. После того как на минувшей неделе на переговорах с участием делегаций Украины, России, Турции и ООН обрисовалась перспектива скорого заключения соглашения, генсек Организации Антониу Гутерриш сказал, что «вмире, омраченном глобальными кризисами наконец появился луч надежды». Радость Гутерриша тем более понятна, что лично для него проблема разблокирования экспорта украинского зерна стала личной историей, успешное завершение которой способно укрепить его пошатнувшиеся позиции в ООН. Но что означает «хлебное соглашение» для Украины? Не окажутся ли договоренности фатальными для Киева? Ведь соглашение влияет на оборону южных границ Украины. Будут ли в безопасности украинские причерноморские города после разминирования портов и проходов к ним? Готов ли Кремль дать гарантии безопасности и можно ли ему верить? Как россияне будут пропускать сухогрузы? Будет ли объявлено о прекращении огня? И если да, то на какую территорию и период будет распространяться этот режим? Пока украинская сторона (равно как и российская) не обнародует договоренности. Однако ZN.UA удалось узнать детали «хлебного соглашения». Некоторые из них вызывают озабоченность. Не только ради копейки Угроза голода и нового миграционного кризиса — одна из причин, по которым Киев согласился на переговоры с Москвой в условиях войны, когда в результате обстрелов россиянами украинских городов гибнут мирные жители, на оккупированных территориях убивают и депортируют в РФ украинских граждан, где их содержат в тюрьмах и фильтрационных лагерях. Но в нашей стране видят и то, что в большинстве стран Африки и Азии, так нуждающихся в украинском зерне, не считают Россию виновной в развязывании продовольственного кризиса и занимают нейтральную позицию в отношении агрессора. Но только гуманитарными мотивами резоны Киева не ограничиваются. Владимир Зеленский объясняет необходимость разблокирования вывоза зерна через Черное море еще и тем, что это позволит получить «миллиарды долларов, …которые нужны сейчас нашей экономике». К сожалению, сегодня экспорт агропродукции — один из немногих оставшихся источников пополнения бюджета Украины. Кроме того, украинские аграрии нуждаются в освобождении складских помещений для хранения нового урожая зерновых. Сами же зернотрейдеры сейчас близки к бунту. Ведь из-за блокировки экспорта упали внутренние цены на зерно: сейчас за тонну зерна дают 4 тыс. грн при себестоимости 9 тыс. А это означает, что падают и доходы фермеров, получающих меньше денег от продажи урожая. Еще одна причина, заставившая украинцев сесть за стол переговоров с россиянами, — нежелание портить отношения с президентом Турции Реджепом Эрдоганом. Ему важно продемонстрировать свой личный успех на украино-российском треке, поэтому он стремится добиться разблокирования украинских портов. Киев вынужден считаться с амбициями «султана», который стремится усидеть на двух стульях: Турция хотя и пропускает суда с краденным украинским зерном, но также и поставляет Украине «Байрактары». Сложнее разобраться с мотивами Путина, «через не хочу» согласившегося на переговоры по разблокированию экспорта украинского зерна. Ну не верится в альтруизм хозяина Кремля: человек, ради своих имперских амбиций развязавший войну с нашей страной, не способен бескорыстно накормить миллионы голодающих. Глава МИД Украины Дмитрий Кулеба видит лишь одну причину, почему Путин пошел на переговоры: «Это его стремление показать странам, которые придерживаются нейтралитета или больше склоняются к российской позиции в отношении войны (в Африке, Азии), что он спас их от голода, от роста цен на продукты питания. Во всем остальном я не понимаю, зачем ему это может понадобиться. Соглашаясь на разблокировку украинских портов, он подрывает свои усилия по удушению украинской экономики». Да, Кремль вынужден учитывать пожелания властей азиатских и африканских государств, опасающихся грядущего голода из-за недопоставок украинского зерна. Иначе Алжир может увеличить поставки газа в Европу, а Египет — начать поставлять Украине сотни единиц советского оружия и военной техники. Но одновременно россияне пытаются достичь и своих военно-политических целей. «Красные линии» Черного моря Известны два требования, выдвинутые Москвой на переговорах. Первое: установление перемирия на период вывоза зерна. Для Украины это крайне опасно, поскольку дает российскому командованию время на подтягивание резервов и укрепление оборонительных позиций. Военный эксперт Олег Жданов полагает, что в таком случае можно забыть об освобождении территорий. Не исключено, что прикрываясь перемирием, россияне проведут на захваченных землях Херсонской, Запорожской и Харьковской областей «референдум о присоединении к России». В Украине подозревают, что такой «референдум» может состояться 11 сентября, в день единого голосования в России. Второе: допуск россиян к досмотру суден как идущих в Украину, так и на этапе погрузки в украинских портах. В Москве это аргументируют тем, что необходимо «контролировать контрабанду вывоза оружия из Украины» и опасениями, что суда будут использоваться, в том числе и для транспортировки западного оружия нашей стране. Для Киева неприемлем сам факт инспекции россиянами кораблей на украинской территории. Что касается позиции Киева, то для него важно, чтобы разминирование украинских портов и коридоров не привело к новому Чонгару. По информации ZN.UA, в преддверии переговоров в ОПУ прошел устный брифинг участников делегации, где были озвучены красные линии. Во-первых, россияне не должны досматривать корабли ни в море, ни в украинских портах. Во-вторых, Украина не будет предоставлять России карты минных полей в Черном море. В-третьих, Киев не допустит присутствия российских военных кораблей в своей акватории. К сожалению, Киев на переговорах о разблокировании экспорта зерна не ставил вопрос о параллельном ввозе морем топлива. И, безусловно, ошибкой украинской власти является то, что она изначально не ставила условием проведения переговоров прекращение Россией ракетных обстрелов Одессы и Николаева. Сколько уже было прилетов в эти города за то время, что идут переговоры? Сколько уже погибло людей? Удивление вызывало полное отсутствие информации о составе украинской делегации и ее главе, а также наличии президентских директив. Лишь благодаря немногочисленным фото можно узнать, что возглавлял делегацию… глава ГУР МО Украины Кирилл Буданов. Это говорит как о щекотливости темы переговоров, требующих присутствия доверенного лица ОПУ, так и о степени доверия Зеленского и Ермака к главе военной разведки. Некоторые информированные собеседники ZN.UA утверждают, что ключевой фигурой на переговорах был народный депутат Рустем Умеров. Обеспокоенность вызвало отсутствие за столом переговоров представителей Запада. А ведь США и ЕС поставляют нам оружие, включая HIMARS, и деньги, а также оказывают санкционное давление на РФ. К тому же, на переговорах с россиянами важно иметь политическую поддержку союзников. Таковую трудно ожидать от ООН и Турции: Гутерриш и Эрдоган лично заинтересованы в скорейшем подписании соглашения, которое даст им возможность заявить о собственном дипломатическом успехе. И не важно, будут ли при этом учтены интересы Украины. По информации ZN.UA, изначально в Киеве выступали за то, чтобы в переговорах приняли участие и делегации Соединенных Штатов и Великобритании. Однако против этого выступили представители ООН. Их аргументы сводились, в том числе и к тому, что чем больше участников — тем сложнее переговоры. Говорили и о том, что в случае участия американцев, Украина потеряет субъектность, поскольку переговоры будут вести делегации США и РФ. В результате переговоры проходят в четырехстороннем формате. Но удалось ли Киеву удержать свои рубежи и не перейти в Стамбуле «красные линии»? Есть ли гарантии для «зеленого коридора»? Дмитрий Кулеба утверждает, что на встрече в Стамбуле делегации на уровне экспертов «в значительной степени сняли… вопросы», связанные с логистикой и безопасностью. Сразу же после переговоров министр обороны Турции Хулуси Акар заявил, что стороны договорились о создании координационного центра по экспорту украинского зерна морским путем. По информации ZN.UA, зерно будет отправляться из трех портов — Одесса, «Південний» и Черноморск. Перед прохождением сухогрузов украинский тральщик разминирует проход. Сухогрузы будут сопровождать украинские корабли. Режим прекращения огня не обсуждался, но стороны вроде бы договорились о том, что Украина и Россия не будут открывать огонь по судам, идущим «зеленым коридором». Но никто не дает гарантий, что эта договоренность будет соблюдаться. И в Киеве не сомневаются, что на каком-то этапе за сухогрузом, направляющимся в украинский порт, последует и русский военный корабль. Если подобное произойдет, украинские силы обороны откроют по нему огонь, даже несмотря на то, что это даст Москве повод обвинить Украину в срыве «хлебного соглашения» и провоцировании продовольственного кризиса. В общем, в Киеве требуют гарантий, что Россия не нападет на украинские порты. Ожидалось, что вопросы гарантий безопасности будут обсуждать в Тегеране Путин и Эрдоган. Однако когда готовилась эта статья, о результатах договоренностей турецкого и российского президента известно не было ничего. Что касается инспекции сухогрузов (а это, напомним, одно из ключевых требований России), по этому вопросу информация противоречивая. По словам одного из собеседников ZN.UA, ни в море, ни в украинских портах проверять корабли россияне не будут. Инспекция будет проводиться в турецких портах представителями ООН, Турции, России и, если необходимо, Украины. Другой источник ZN.UA утверждает, что осматривать сухогрузы будут и в украинских портах. Причем не только турки, но и россияне. Если эта информация соответствует действительности (а об этой опции говорится и в публикации Financial Times), то Киев преступил проведенную им же красную линию. Пока еще не известно, будут ли греческие и кипрские сухогрузы или турецкие корабли вывозить зерно из украинских портов: серьезной проблемой является страховка судов, направляющихся в воюющую страну. Один из собеседников ZN.UA предполагает, что, скорее всего, будет создана украино-турецкая компания: турки готовы идти на риски, потому что у них доверительные отношения и с Украиной, и с Россией. Несмотря на то, что две трети цены товара будет «съедать» логистика, турки довольны, поскольку смогут зарабатывать как на этой логистике, так и на реализации наших товаров: Эрдогану нужен этот кусок рынка, доход и рычаги влияния, которые дает распределение нашего экспорта. Находясь в Тегеране, Путин заявил, что еще не все вопросы на тему вывоза зерна из черноморских портов решены. В свою очередь глава украинского внешнеполитического ведомства Дмитрий Кулеба уверяет: Украина не согласится ни на одно решение, оставляющее хоть малейшую лазейку для фронтальной атаки РФ на украинские порты с моря. В это очень хочется верить. Ведь на кону — безопасность наших людей. И уж точно, платой за разблокирование украинских портов не должно быть смягчение санкций в отношении России. Источник: https://zn.ua/international/sohlashenie-po-zernu-ne-stanet-li-ono-fatalnym-dlja-ukrainy.html | |
Просмотров: 125 | | |
Всего комментариев: 0 | |