Главная » Статьи » ОБЗОРЫ |
Транзитные войны 2013: Часть 4 - США против Китая. Панамский канал.
Панамский канал, через который ныне проходит 4% мировых торговых грузоперевозок, обеспечивает и 16% торговых грузоперевозок США между Побережьями страны. Поэтому не будет большой ошибкой называть его не столько международным, сколько Американским каналом. Логично, что такой статус канала не устраивает ведущие восточно-азиатские экономики, желающие иметь более широкие и короткие, чем вокруг Африки, пути для торговли с Латиноамериканскими странами. Но если Япония, Южная Корея и Тайвань вынуждены считаться с США как своим главным союзником, партнером, защитником и боссом, то Китай не оставляет попытки расширить собственное "торговое окно" в Новый Свет через Тихий океан и отобрать монопольное лидерство у США в зоне Панамского канала. Попытаемся оценить, насколько перспективны эти усилия Поднебесной. Сегодняшняя ситуация с ограниченными транспортными возможностями Панамского канала не устраивает всех.
Для Панамы с финансовой стороны крайне важно расширение пропускной способности и увеличение количества проходящих через канал судов. Азиатские страны, а наиболее из них Китай, хотят иметь не "узкую форточку", а "широкие ворота" для торговли с Южноамериканскими странами по кратчайшему пути через Тихий океан. А наиболее знаковым есть то, что и США заинтересованы в расширении Панамского канала для развития собственных грузоперевозок между Западным (тихоокеанским) и Восточным (атлантическим) Побережьями. В связи с этим еще 23 октября 2006 года в Панаме по итогам референдума идею расширения Панамского канала поддержало 79 % населения. Максимальная пропускная способность канала должна возрасти до 18,8 тыс. судов в год (при нынешних 14 тыс.), грузооборот — до 600 млн PCUMS. Реконструкция обойдется в $5,25 млрд. Ожидается, что благодаря ей к 2015 году бюджет Панамы будет ежегодно получать $2,5 млрд доходов от канала, а к 2025 году доходы возрастут до $4,3 млрд. Принятию этого плана максимально способствовали китайские бизнес-структуры, управляющие каналом.
На тот момент предполагалось, что к 2014 году он будет модернизирован и сможет пропускать сверхкрупные танкеры водоизмещением до 170 тыс. тонн, что существенно сократит время доставки венесуэльской нефти в Китай. И как раз к этому времени Венесуэла обещала увеличить поставки нефти в КНР до 1 млн баррелей в сутки. В результате 25 августа 2009 началась реконструкция Панамского канала, который соединяет Тихий и Атлантический океаны.
Кроме опасений получения значительных выгод геополитическими азиатскими конкурентами США, американские специалисты и по сей день дополнительно высказывают сомнения в том, что модернизация Панамского канала реально улучшит ситуацию с перевозками между Западным и Восточным Побережьями Штатов
Но несомненно одно. Несмотря на опасения геополитического и экономического характера, высказываемые американскими экспертами и скептиками, США не препятствуют модернизации Панамского канала. В результате, в конце октября 2011 был завершен первый этап расширения Панамского канала. Почему США поддерживают принятую Панамой программу развития Канала даже несмотря на то, что ее активно лоббировал геополитический конкурент Вашингтона Китай? Скорее всего ответ в запланированных условиях его расширения. Обратите внимание, что модернизированный Канал, как сказано выше, сможет принимать лишь сверхкрупные океанские танкеры VLCC, при том не все, а только наименьшие из них водоизмещением до 170 тыс. тонн. Таким образом, модернизация Панамского канала наиболее существенно поспособствует оживлению грузовых контейнерных перевозок. А результаты улучшения условий дополнительного пропуска нефти для нужд стран Азии будет значительно скромнее. Уверен, что понимает это и Китай, активно пытаясь создать в Центральной и Южной Америке альтернативные Панамскому каналу торговые пути. Наиболее известны два подобных проекта - "сухопутный железнодорожный канал" в Колумбии и Никарагуанский канал. 1. Колумбийские железнодорожные проекты Китая Впервые о колумбийских транспортных проектах Китая пресса заговорила в начале 2011 года
Далее о состоянии реализации китайских железнодорожных проектов в Колумбии единодушное молчание мировых СМИ. Скорее всего инвестируют и строят. Вот только один вопрос - для кого? НАТО и Колумбия подписали соглашение о сотрудничестве в области оперативной информации, заложив основы дальнейшего укрепления отношений двустороннего взаимодействия.
2. Никарагуанский канал Гонконгская компания HKND намерена начать строительство трансокеанского судоходного канала в Никарагуа.
Одна из самых нашумевших новостей прошлого месяца. Неужели Китай сможет создать собственный Канал прямо под носом у США? Финансов у Пекина, никто не сомневается, хватит. Но будет ли этого достаточно. Тем более, что это далеко уже не первая за последнее столетие попытка строительства Никарагуанского канала. Попытаемся оценить те потенциальные "но", которые могут помешать Китаю в Никарагуа. 1) Технологическое "но" Крупный морской судоходный канал это далеко не мелиоративные проекты. А у китайских компаний нет собственного опыта строительства таких грандиозных гидротехнических сооружений. Примером, гонконгскую группу HKND возглавляет Wang Jing, владелец Xinwei, одной из самых больших телекоммуникационных фирм Китая Нет данных, имеет ли он какой-нибудь опыт в области гидростроительства, но в начале этого года его компания подписывала соглашение с принадлежащей государству китайской Железнодорожной Строительной компанией при прямом участии китайских лидеров, включая президента Си Цзипина. Железные дороги транснационального уровня Китай строить умеет. Потому и вышеупомянутые колумбийские проекты Поднебесной нельзя игнорировать, отнеся к неосуществимым фантазиям. А для строительства Канала придется скорее всего подряжать ведущие западные фирмы, имеющие соответствующий опыт. Но пойдут ли они на сотрудничество с КНР, если США прямо укажет на недопустимость такого участия? Деньги, конечно, многое, но и гнев Вашингтона вещь нешуточная... 2) Политическое и экологическое "но" Это "но" имеет государственную принадлежность и название - Коста-Рика. Страна, с 2009 года занимающая первое место в Международном индексе счастья. Несмотря на недавние процессы интеграции стран Латинской Америки, Коста-Рика остается главной опорой США в Центральноамериканском регионе. Коста-Рика по праву считается одним из самых экологически чистых уголков в мире - около 40 % территории страны объявлены национальными парками и заповедниками, охраняемыми государством и международными организациями. Стоит отметить, что в настоящее время и 17% территории Никарагуа имеет статус национального парка. Карта национальных парков Коста-Рики Как видно выше, предполагаемый и наиболее удобный для строительства маршрут будущего Никарагуанского канала проходит по пограничной с Коста-Рикой реке Сан-Хуан и по озеру Никарагуа. Останутся ли безучастны к такому маршруту ведущие мировые экологические организации? Однозначно, что нет. Судите сами: Природный заповедник Озеро Никарагуа Никарагуа — первое по площади поверхности пресноводное озеро в Латинской Америке и второе среди всех латиноамериканских озёр (крупнейшее — некогда пресноводное, а ныне солоноватое озеро Маракайбо). По разным данным, занимает 19-ю или 20-ю позицию в списке крупнейших озёр мира. Соединено рекой Типитапа с озером Манагуа. Никарагуа — единственное в мире пресноводное озеро, в котором водятся акулы. Ввиду этого факта и из-за небольшого расстояния до Тихого океана, ученые полагают, что территория, на которой сейчас расположено озеро, раньше была большим морским заливом. Со временем проход к морю закрылся и образовалось озеро, в котором до сих пор живут акулы. Никарагуанцы называют его Lago Cocibolca или Mar Dulce (Сладкое море). Как и на море, здесь бывают сильные волны, которые поднимают восточные ветры, дующие на запад, в сторону Тихого океана. На озере имеются целые группы островов, такие как Ометепе (Ometepe) и Солентинаме (Solentiname). На озере периодически случаются мощные штормы. Озеро связано с Карибским морем судоходной рекой Сан-Хуан, что превращает приозёрный город Гранада в атлантический порт, хотя он и ближе к Тихому океану. Раньше на озере даже происходили случаи пиратства. Посреди озера Никарагуа расположен остров Ометепе, один из крупнейших в мире с пресной водой, занимает внимание никарагуанских законодателей, обсуждающих закон, который определит обязательства по этому международному заповеднику биосферы. Как сообщили в Национальном Собрании, на собрание были приглашены министры и представитель ЮНЕСКО в стране Хуан Баутиста Арриен. В руках парламентского Комитета по окружающей среде и природным ресурсам находятся нынешние дискуссии о юридической норме, которая объявит и определит остров Ометепе, расположенный в Большом озере Никарагуа, в качестве резерва биоразнообразия планеты. В конце 2012 года были представлены инициативы, с предложениями о территориальных границах, системах управления и организационной координации с НПО для защиты этого мирового наследия. ЮНЕСКО приняла в середине 2010 года просьбу Никарагуа в отношении Острова Ометепе, который стал третьим местом, всемирно признанным в качестве биосферного заповедника, вместе с рекой Сан-Хуан и Босавасом. Остров занимает территорию в 276 квадратных километров, является крупнейшим островом вулканического происхождения, расположенного в пределах озера. На острове обитают эндемичные виды флоры и фауны, его расположение в центре американского континента предлагает убежище для многих перелетных птиц. Река Сан-Хуан берёт начало в озере Никарагуа и впадает в Карибское море. Значительная часть границы Никарагуа и Коста-Рики проходит по реке. Река не раз приводила к конфликтам между Коста-Рикой и Никарагуа. В период с 1981 по 1990 год "контрас", базовые лагеря которых находились на территории Коста-Рики, практически полностью блокировали судоходство на реке, что нанесло значительный ущерб экономике Никарагуа. В 1982 году правительством Никарагуа и правительством Коста-Рики был заключен договор о совместном патрулировании приграничной территории, устанавливавший линию разграничения на реке Сан-Хуан и порядок ее патрулирования. Тем не менее, в 1998 году между Никарагуа и Коста-Рикой вновь возникли разногласия о порядке судоходства по реке Сан-Хуан, которые полностью не решены до сих пор. Костариканской полицией запрещена навигация на реке. Река богата разнообразной флорой и фауной. В реке водится акула-бык, никарагуанское правительство предпринимает меры по сохранению биоразнообразия реки. Возможная постройка канала может нанести непоправимый вред экологии реки. А зачем вообще Никарагуа спрашивать Коста-Рику, страну, в которой даже нет собственной армии? Но Коста-Рика не так беззащитна, как кажется на первый взгляд. В Коста-Рике находятся Межамериканский суд по правам человека (Межамериканский суд по правам человека был создан на основании ст. 33 Конвенции и начал свою работу в штаб-квартире ОАГ в Вашингтоне 29-30 июня 1979 г., а церемония открытия заседания Суда в его постоянном месте - Сан-Хосе (Коста-Рика) прошла 3 сентября 1979 г. Межамериканский суд по правам человека вправе рассматривать лишь вопросы нарушения гражданских и политических прав, а также нарушения права на объединение в профсоюзы и право на образование, поскольку лишь эти права закреплены в Американской конвенции и ст. 19 Протокола Сан Сальвадор от 17 ноября 1988 г., иные социально-экономические права не подлежат защите в Межамериканском суде. В работе Суда часто участвовали такие всемирно известные неправительственные организации, как Amnesty International и America's Watch, зарегистрированные в США и Канаде соответственно. В отличии от своего европейского коллеги Межамериканский суд по правам человека и его решения имеют гораздо больший вес на Американском континенте. К примеру, в прошлом году его вердикт по делу организатора взрывов у диппредставительств Колумбии и Испании в Каракасе в 2003 году побудил Венесуэлу к выходу из Межамериканского суда по правам человека. "...Суд постановил, что венесуэльские власти виновны в бесчеловечном обращении с исполнителем терактов Раулем Диасом Пеньей и нарушении его прав на личную неприкосновенность. Как сказано в заявлении МИДа Венесуэлы, подобным решением Межамериканский суд по правам человека открыто признал свою причастность к "политике Вашингтона по защите террористов, которые совершают нападения на народы нашей Америки"... И еще, Университет мира со штаб-квартирой в Коста-Рике, обладающий мандатом ООН, был создан в 1980 году Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций. Согласно Уставу Университета, его миссия состоит в том, чтобы «обеспечить человечество международным высшим учебным заведением по вопросам мира и с целью укрепления между всеми людьми духа взаимопонимания, терпимости и мирного сосуществования для поощрения сотрудничества между народами и содействия уменьшению препятствий и угроз международному миру и прогрессу в соответствии с благородными целями, провозглашенными в Уставе Организации Объединенных Наций». Для обеспечения свободы в научной сфере Университет был учрежден с собственным Уставом, утвержденным Генеральной Ассамблеей. Университет мира не подчиняется нормативным положениям Организации Объединенных Наций и управляется собственным Советом, куда входят выдающиеся деятели, обладающие знаниями и опытом в вопросах мира и безопасности. Программы Университета мира финансируются благодаря поддержке со стороны ряда являющихся донорами правительств, фондов и учреждений, которые верят в миссию Университета. Ведется работа по сбору средств для фонда пожертвований. В перспективе Университет мира стремится стать сетью сотрудничающих центров и направлений деятельности в различных регионах, которыми руководила бы штаб-квартира из Коста-Рики и которые сотрудничали бы с различными университетами, НПО и другими партнерами в сферах просвещения и исследований во имя мира. В связи с изложенным можно поэтапно предположить вероятные последствия начала строительства Никарагуанского канала несложно. 1) Организация активного противодействия руководству Никарагуа со стороны ЮНЕСКО и крупнейших природоохранных организаций по защите уникальной экологии озера Никарагуа и реки Сан-Хосе. 2) Конфликт Никарагуа с Коста-Рикой по поводу намерений использования пограничной реки Сан-Хосе для строительства канала. 3) Сторону Коста-Рики занимают США, Канада. И опираясь сначала на экономические санкции, а если понадобится, то и на силу защищают интересы союзника в конфликте с Никарагуа. И вопрос, когда Манагуа "поддастся" внешнему давлению, будет лишь вопросом времени. Все будет зависеть лишь от упорства президента страны. Выводы: 1. Модернизация Панамского канала завершится, но это существенно не облегчит танкерные перевозки Китая и других азиатских стран через него. 2. Китайские альтернативы Панамскому каналу в виде проектов колумбийского "сухопутного канала" и Никарагуанского канала на практике трудновоплотимы и крайне уязвимы в случае противодействия их реализации со стороны США. Эта дорога Китаю вряд ли подойдет Источник: http://etoruskiy.livejournal.com/43929.html | |
Просмотров: 647 | | |
Всего комментариев: 0 | |