Главная » Статьи » ОБЗОРЫ |
Именно столько стоит уникальное оборудование, которое доставил тяжеловоз Zhen Hua 11 для строящегося контейнерного терминала ТИС. Эти гигантские причальные и складские контейнерные перегружатели по своей мощности превосходят все ныне работающие в черноморских портах. Грузоподъемность причальных перегружателей – 60 тонн, вылет стрелы – 55 метров! Это позволяет поднимать сразу два 20-футовых контейнера и обрабатывать суда с шириной в 20 рядов контейнеров. Китайское судно вышло из Шанхая 25 мая. И все то время, пока оно преодолевало опасный путь в 15,5 тысяч морских миль, компания “Трансинвестсервис” здесь, на суше, чувствовала себя тоже, как в бурном океане, – ей постоянно приходилось плыть против ветра, обходить бюрократические рифы и бороться со штормовыми волнами обрушившегося на нее “черного пиара”.
Справка
ООО с иностранными инвестициями “Трансинвестсервис”- частная стивидорная компания, созданная в 1994 году. Общий объем инвестиций в экономику Украины за срок существования компании – более 350 млн. долларов США. Терминал ТИС в порту “Южный” – крупнейший на Украине портовый комплекс навалочных грузов (зерна, удобрений, угля, руды и т.д.). Кроме того, сейчас компания завершает строительство самого большого в Украине контейнерного терминала. Всего ТИС построил 6 причалов общей длиной свыше 1300 м и глубиной 14-16 м. Объем грузопереработки в 2008 г. – 8,6 млн. т. Мощность всех терминалов на конец 2009 г. , – свыше 25 млн.т. Численность персонала – около 2000 чел. Средняя зарплата сотрудников – 4200 грн. Сумма налогов, уплаченных в 2008 г. – более 60 млн. грн. ТИС – ноднократный победитель “Национального морского рейтинга” в номинациях: “Золотой причал – 2007″, “Абсолютный рост – 2008″, “Темпы роста – 2008″, “Достижения года – 2008″, “Золотой причал – 2008″, а также победитель в рейтинге “Лучший работодатель года – 2008″.
Война чиновников с инвесторами - Раньше отношения с руководством порта “Южный” у нас были более-менее нормальные, хотя периодически и возникали разные недоразумения, – вспоминает директор контейнерного терминала ТИС Андрей Кузьменко. – Но в мае стало понятно, что где-то между нами “пробежала черная кошка”. Тем не менее, до открытого конфликта дело не дошло. И вдруг 13 июля глава Укрморречадминистрации Михаил Чубай и начальники трех морских торговых портов – Южного, Ильичевского, Николаевского – Юрий Крук, Геннадий Скворцов, Василий Капацына провели в Киеве пресс-конференцию, на которой обрушили поток грязи на самые крупные и успешные частные стивидорские компании, успешно работающие во вверенных им гаванях. Прежде всего – на Ильичевский “Укртрансконтейнер”, Николаевский “Нибулон” и наш “Трансинвестсервис”, которые инвестировали в экономику портов прописки сотни миллионов долларов (только ТИС вложил в строительство своих терминалов около $350 млн.). В частности, нам Юрий Крук предъявил целый ряд абсурдных и лживых обвинений – в рейдерстве (захвате причалов и земли), вымогательстве, шантаже, проведении дноуглубительных работ без согласования с руководством порта и другие.
Одно из изданий отчет об этой пресс-конференции начало так: “Компания “Трансинвестсервис” (ТИС) войдет в историю украинской экономики, наверное, как один из злейших врагов государства. Именно этой структурой, акционером которой является российский предприниматель, была начата беспрецедентная по своей наглости и жесткости рейдерская атака на один из крупнейших государственных портов – порт “Южный”…
В общем, страшней ТИСа была разве что гитлеровская Германия! К слову, шельмовали компанию в лучших традициях главного фашистского пропагандиста доктора Геббельса, цинично заявлявшего, что “ложь, сказанная сто раз, становится правдой”.
Вместо того, чтобы строить железную дорогу, заниматься инвестициями в покрытия и инфраструктуру, ТИСу пришлось вступить в открытое противостояние с бюрократической машиной. Через многое пришлось пройти трудовому коллективу – акция “Знак вопроса на причале”, когда докеры в белых футболках поставили живой знак вопроса правительству, демонстрации в Одессе, дважды пикетировался Кабмин и Минтранс в Киеве. И это дало результат – чиновники увидели, что имеют дело с объединёнными общей идеей людьми, и им пришлось пойти на попятную. Но далеко не все препятствия преодолены, ТИСовцы не обольщаются.
Порт “Южный” боролся с “Трансинвестсервисом” не только словом, но и делом. Так, уже на следующий день после скандальной пресс-конференции, 14 июля, на рейд порта пришло испанское судно Scan Oceanic с оборудованием для угольного терминала ТИС. Согласно разработанной испанскими специалистами технологической схеме, для его выгрузки был определен вышеупомянутый причал №21. Однако в диспетчерской не разрешили его туда пришвартовать, сославшись на то, что этот причал отсутствует в обязательных постановлениях по порту, издаваемых начальником. Из-за этого судно около двух недель простояло на рейде. В конечном итоге компания разгрузила Scan Oceanic на другом, не предназначенном для этого причале. Но ТИС был вынужден заплатить за его простой 215 тысяч евро штрафа, а потом обратился в прокуратуру с заявлением о причинении убытков в особо крупных размерах и в суд с иском о взыскании этой суммы с порта “Южный”.
Ранее сосед “Трансинвестсервиса” – “ТИС-Руда” – потребовал через суд, чтобы порт компенсировал ему затраты на создание у 18-го причала на площади 12 гектаров акватории глубиной 15 м и очистки внутреннего канала. Минувшей зимой Крук против этого не возражал. Но спустя полгода передумал. И стал настаивать на том, чтобы ТИС отказался от всех имущественных претензий к порту. Только в обмен на это он соглашался включить построенный ТИСом 21-й причал в свой Свод обязательных постановлений, а значит, разрешить швартовать к нему суда. Но ТИС не поддался на такой шантаж. И тогда нашла коса на камень…
Было еще много взаимных исков, заявлений, требований, пикетов работников и ТИСа, и порта. Конфликт между ними не утихает до сих пор. Та маленькая победа ТИСа в этой войне, о которой говорилось в начале, была не окончательной. Под давлением Минтранса Юрий Крук разрешил в виде исключения пришвартовать к 21-му причалу лишь одно китайское судно, но само гидротехническое сооружение по-прежнему отказывается регистрировать. И также продолжает клеймить “Трансинвестсервис” и обвинять в самых немыслимых преступлениях.
ТИСу уже надоело объяснять всем, как же дело обстоит на самом деле и что скрывается за обвинениями начальника порта. Поэтому в компании даже решили составить нечто вроде популярного сегодня в интернет-среде FAQ (Frequently Asked Questions), то бишь списка ответов на часто задаваемые вопросы. А точнее – отповедей на лживые обвинения. Приведем этот “ответ Чемберлену” с небольшими изменениями.
Ответы на часто задаваемые вопросы
1. Причал №16 “захвачен” ТИСом, и его нужно вернуть в государственную собственность.
На самом деле этот причал как часть целостного имущественного комплекса являлся и является государственной собственностью и используется ТИСом на основании договора с Фондом государственного имущества Украины. Просто начальник порта хочет, чтобы компания арендовала его не у ФГИУ, а у порта – в таком случае арендная плата шла бы не напрямую в государственный бюджет (на выплату зарплат, пенсий и т.п.), а МТП “Южный”.
2. Порт строил причал, а его отобрали ловкие дельцы.
На самом деле порт “Южный” не строил самостоятельно причалы №16 и 17, которые арендует ТИС, поскольку стройка производилась за средства заинтересованных министерств и ведомств СССР. Оплачивали строительство Госагрохим и Минхимпром СССР, а достраивали потом Днепровский металлургический комбинат и “Азовсталь”, а также ГП “Лиман” (преобразованное позже в ТИС), с небольшим участием порта, который выступал заказчиком строительства, проводя через свои счета средства всех участников. Общий вклад порта составил не более 3,1%. И никаких монопольных прав на причалы и на доходы от них порт не имеет. А вот государство получало и будет дальше получать свои законные доходы от их использования, благодаря осуществленным еще в советские времена инвестициям.
3. Если бы причалы принадлежали порту, ТИС платил бы еще и грузовой сбор, и в этом случае государство получило бы больше денег.
Согласно текущему Сборнику тарифов и решений судов, ТИС не может и не должен платить какие-то иные сборы, кроме тех, которые уже платит. Другое дело, что начальнику порта выгодно запугивать общественность цифрами мифических “убытков”. С таким же успехом начальник порта мог бы посчитать “потери” государства от того, что причалы, например, порта Гамбурга находятся не у него на балансе.
4. Стоимость оценки причала и платежи за его использование занижены.
На самом деле оценка производилась оценщиком, назначенным Фондом госимущества Украины, – самой авторитетной компанией в стране. Затем она была рецензирована специалистами ФГИУ и получила положительную оценку. Платежи ТИСа рассчитываются по утвержденной государством методике, исходя из стоимости причалов. Начальник порта не имеет права указывать ФГИУ, сколько денег ему хотелось бы получать.
5. У ТИСа нет разрешения на отвод земель водного фонда.
В действитедьности у ТИСа есть такое разрешение, выданное Одесской областной государственной администрацией. Но начальнику порта, наверное, обидно, что он ничего не заработал на его выдаче. 6. ТИС произвел дноуглубление акватории без разрешений.
На самом деле ТИС имеет разрешение на дноуглубление, выданное Минтрансом. А порт выдал все необходимые решения на заход и работу в порту дноуглубительного флота в течение трех лет. Да и как ТИС мог вести дноуглубительные работы без ведома начальника порта, если в его акватории на виду у всех три года работал самый большой в Европе плавучий экскаватор, а 12 вывозивших грунт шаланд по 20 раз в сутки выходили из порта и возвращались в него, согласовывая свое движение с диспетчерской?!
7. Дноуглубление, сделанное ТИСом, не нужно порту.
На самом деле порт только в 2008 году заработал более $18 млн. портовых сборов за счет заходов судов на причалы ТИСа – это стало возможным именно благодаря работам по дноуглублению. И будет продолжать зарабатывать на этом дополнительно по $20-30 млн. каждый год. То есть он уже давно с лихвой окупил ту сумму компенсации в размере 51 млн. гривен (около $6,5 млн.), которую ТИС просит выплатить.
8. Если бы углубление провел государственный порт, он бы не стал требовать компенсации с частных компаний.
Это лицемерное искажение фактов – на самом деле любой государственный порт с захода каждого судна получает от 70 до 220 тыс. долларов портовых сборов, которые и должен расходовать на дноуглубление и ремонтное черпание. Причем он получает эти деньги, даже если никакого дноуглубления и не производит. Поэтому порту не нужно “требовать” компенсацию с частных компаний – он ее получает и так, причем авансом.
9. ТИС пытается одномоментно предъявить огромную сумму к компенсации.
На самом деле “Трансинвестсервис” предложил растянуть погашение суммы в $6,5 млн. на 7 лет, то есть лишь по 900 тыс. в год – в то время как порт благодаря ТИСу будет продолжать зарабатывать по $20-30 млн. каждый год. Просто начальник порта лжет, чтобы скрыть результаты своего управления в порту?
10. Начальник порта “законно” отказывает ТИСу вносить причалы №21-22 в Свод обязательных постановлений по порту, поскольку компания отказывается подписать договор об отсутствии материальных претензий к порту по проведенным гидротехническим работам.
На самом деле подобное требование начальника порта является противозаконным и нарушает ст.19 Конституции Украины, в которой сказано: “Никто не может быть принужден к тому, что не предусмотрено законом”. Начальник порта не имеет права требовать от ТИСа подобного отказа, оно не предусмотрено ни его полномочиями, ни Кодексом торгового мореплавания, ни приказами Минтранса. Просто начальник порта занимается вымогательством, а вот за него ч. 4 ст. 189 Уголовного кодекса Украины предусмотрено наказание до 12 лет лишения свободы с конфискацией имущества.
11. Государственные менеджеры в порту работают эффективно…
Начальник порта не упускает случая похвастать астрономическими поступлениями, включая налоговые платежи. Но если копнуть глубже, то выяснится, что рекордные доходы были получены, во-первых, благодаря девальвации гривны относительно доллара на 50% (а тарифы порта зафиксированы в валюте), а во-вторых, благодаря тому, что за последнее время Минтранс поднял тарифы на перевалку и портовые сборы более чем вдвое. Кроме того, более 65% в структуре доходов порта занимают портовые сборы, по которым у порта, в отличие от погрузо-разгрузочных работ, издержки практически нулевые, тем самым деньги зарабатываются на пустом месте. Таким образом, заслуги начальника порта в рекордных доходах 2009 года нет, как бы ему и ни хотелось приписать себе эти достижения. Кстати, когда в начале 2008 года Юрию Круку было нужно показать “результаты” его деятельности в порту, он “по дружбе” просил ТИС делиться тоннами переработки, и ТИС помогал.
12. …а частники умеют только воровать.
На самом деле ТИС работает гораздо лучше, чем государственный порт под руководством сегодняшней “команды”. Так, затраты компании на дноуглубление составили 34 гривны за 1 куб.м грунта, а порт подписал контракт на дноуглубление, в соответствии с которым 1 куб. м обойдется ему в 65 грн. ТИС построил причалы N18-22 по 250 тыс. грн. за 1 погонный метр, а порт тратит на причал N9 по 560 тыс. грн. за 1 погонный метр. Не трудно догадаться, в чей карман идет эта колоссальная разница, ведь объемы дноуглубления исчисляются миллионами кубов, а причал имеет три сотни метров длины. За время свое работы ТИС построил пять причалов общей длиной 1300 м – это больше, чем построили все порты Украины за все годы независимости. А менеджеры порта никак не могут достроить даже один причал. ТИС произвел углубление на 6,5 миллиона кубов – менеджеры порта не сделали ничего, ТИС построил 3 новых терминала – а менеджеры порта ему только мешают.
13. ТИС пытается обанкротить государственное предприятие, его счета могут быть арестованы. На самом деле банкротство государственного предприятия невозможно по закону, все ужасы, которые описывает начальник порта, – ложь. Просто начальник порта пытается скрыть негативные результаты своего хозяйничанья, переключая внимание на происки вымышленного внешнего врага.
14. Государственный порт более ответственно относится к социальным вопросам, а ТИС не участвует в жизни громады.
На самом деле порт “Южный” уже давно свел свои выплаты городу до минимума – это общеизвестный факт. Хотя, получая баснословные доходы от портовых сборов, а также благодаря деятельности частных терминалов, порт мог бы и увеличить расходы на поддержку города. Частник же вроде ТИСа не имеет ни права устанавливать портовые сборы, ни возможности вымогать деньги за свою благосклонность – он зарабатывает только своим трудом и своими инвестициями. Но при этом “Трансинвестсервис” активно поддерживает местную общину города Южный – благодаря ему построена больница, школа, детский сад, церковь, дорога длиной более 3 км, а сейчас – не поверите! – он строит жилье для сотрудников! Но самое главное – ТИС создал 2000 новых рабочих мест, в то время, когда государственные порты их только сокращали. И продолжает создавать – только на новом контейнерном терминале будет работать свыше 400 человек.
15. ТИС “захватил” земли вокруг порта.
На самом деле ТИС в установленном законом порядке купил или арендовал земли непосредственно у владельцев, причем даже не примыкающие к порту – ближайшие находятся в 2 км от него. А вот участок в 24 гектара со старой автобазой, находящийся непосредственно внутри порта, был действительно украден некими частными лицами – при попустительстве начальника порта. И он ничего не предпринял, чтобы вернуть эту незаконно “прихватизированную” территорию.
16. Если удовлетворить требования ТИСа, в порту не будет денег на выплату заработной платы. На самом деле месячный фонд заработной платы всего порта составляет 16 млн. грн., в год это $24 млн. А только от портовых сборов с судов, приходящих на причалы “Трансинвестсервиса”, порт в этом году получит свыше $20 млн, не понеся никаких затрат. Также порт получает доходы от работы Одесского припортового завода, не имея никаких издержек, а это более $10 млн. в год. Кроме того, в акватории порта расположены “Трансбункер”, “Пивденный” и другие предприятия, от работы которых МТП “Южный” тоже капают деньги. Таким образом, даже если бы порт вообще ничего не зарабатывал сам, деньги на зарплату работникам у него всегда найдутся. Но начальник порта лжет, чтобы запугать портовиков и скрыть следы своего хозяйствования в порту.
17. ТИС вымогает компенсацию за дноуглубление, в то время как ООО “Бориваж”, тоже построившее на берегу Аджалыкского лимана терминал, подписало договор с портом об отсутствии претензий по поводу дноуглубления, проведенного им.
На самом деле “Бориваж” не проводил никакого значимого углубления акватории порта, поскольку, чтобы сэкономить, построил свой причал прямо на канале. Более того, порт “Южный” и Минтранс долгое время запрещали эту стройку, поскольку причал серьезно затруднял судоходство. Углубление “Бориважа” не превышает 300 тыс. куб.м и никак не сравнимо с углублением ТИСа, который извлек более 6,5 миллиона кубометров, создав акваторию на площади более 50 га! Любопытно, что суда, которые захотят грузиться на “Бориваже”, должны будут использовать акваторию, созданную ТИСом, необходимость в которой пытается отрицать руководство порта! Кроме того, как говорилось выше, благодаря дноуглублению ТИСа порт уже заработал более $18 млн. А на терминал “Бориважа” пока зашло лишь одно судно.
18. “Требовать компенсацию со стороны ТИСа – это все равно, что сделать дорогой ремонт в арендованной квартире без согласия хозяев, а потом выставить им счет”.
Если использовать такую аналогию, то ситуация будет несколько иной – на самом деле “Трансинвестсервис” с разрешения горсовета пристроил флигель стоимостью $7 млн. к имеющемуся строению и начал платить ЖЭКу за “обслуживание” дополнительно пристроенного количества квадратных метров. Только за первый год ЖЭК заработал $18 млн. Но обслуживания жилец так и не дождался и обратился в суд. А начальник ЖЭКа начал кричать, что у него хотят что-то отобрать и что с ним не хотят делиться. Вот теперь аналогия будет полной.
19. ТИС стремится добиться противозаконных скидок на судозаходы судов к его причалам, из-за которых порт и государство понесут большие потери.
В действительности ТИС настаивает на том, что скидки на портовые сборы должны предоставляться либо всем одинаковые, либо никому. Дело в том, что начальник порта имеет право по своему усмотрению делать скидки судам до 50%. И он не раз злоупотреблял этим правом государственной монополии, предоставляя льготы только тем судам, которые заходят на причалы вверенного ему госпредприятия. За что порт штрафовался Антимонопольным комитетом Украины. И мало того, что таким образом начальник порта ставил частные компании в неравные условия со своим госпредприятием, так от этой недобросовестной конкуренции страдали вообще все отечественные экспортеры, ибо так сложилось, что они переваливают свои грузы на терминалах ТИСа, а порт “Южный” обслуживает российских производителей угля и руды. То есть скидки, которые предоставлял им Юрий Крук, позволяли россиянам вытеснять украинских производителей с рынков сбыта. А это уже вопрос не только экономический, но и политический.
В чем глубинная суть конфликта? В общем, из-за самоуправства чиновника, возомнившего себя на отдельно взятом государственном предприятии царем и богом, страдают не только частные бизнес-структуры, но и экономика и имидж всей страны. И такое сегодня происходит не только в порту “Южный”, но и сплошь и рядом.
- При этом получившие бразды правления руководители заявляют о защите государственных интересов, а на самом деле громкими и высокопарными словами прикрывают свои личные интересы, – считает Андрей Кузьменко. – Получив доступ к кормушке, они всеми способами спешат набить карманы, ибо осознают, что вряд ли долго смогут удержаться в своем кресле – сегодня у нас директора, начальники и министры сменяются быстро, как в калейдоскопе. При случае такие временщики стараются прибрать к рукам и имущество частных предприятий, например, от нас требовали, чтобы ТИС передал свои построенные причалы на баланс порта. Или же, если они не желают делиться доходами, выжить их из своей вотчины – чтобы не мозолили глаза прозрачными методами работы, которые мешают спокойно ловить рыбку в мутной воде. Достаточно вспомнить пример со строительством причалов и дноуглубление, которые у ТИСа оказались в два раза дешевле, чем у порта. А такое сравнение – не в пользу последнего и вызывает вопросы к нему. Чтобы отвлечь от себя внимание, горе-руководители начинают обвинять в воровстве, рейдерстве, коррупции другую сторону. Как известно, громче всех “Держи вора!” всегда кричит сам вор. И лучше всего на роль “мальчиков для битья” подходят частные бизнес-структуры, которые у нас по определению считаются менее благонадежными, чем государственные.
Между тем часто случается как раз наоборот: частники больше делают для блага государства, чем его предприятия. Например, их силами осуществляется почти половина объема перевалки грузов в портах. Только через один зерновой терминал “Трансинвестсервиса” идет на экспорт треть украинского зерна. А чтобы увеличить пропускную способность порта, компания сейчас самостоятельно строит новую железнодорожную ветку длиной 28 километров от гавани до станции Черноморская. Порт же участвовать в этом проекте отказался, сославшись на нехватку денег. Между тем от этой ветки выиграет не только ТИС, но и порт, и экономика страны в целом.
Однако при реализации подобных масштабных инвестиционных проектов интересы крупных частных компаний почти всегда сталкиваются с частнособственническими интересами государственных чиновников, от которых в какой-то мере зависит их успешность. Чтобы устранить эти неизбежные конфликты, по мнению Андрея Михайловича, нужно лишить руководителей госпредприятий возможности влиять на частные. - Если это спроецировать на морской транспорт, то надо отобрать у начальника порта регуляторные функции и отдать их капитану порта, – заявляет директор терминала ТИС. – Пусть первый в равной конкурентной борьбе с нами продолжает заниматься погрузкой-выгрузкой грузов, а второй, не будучи обременен выполнением плана и зарабатыванием денег, сосредоточится на вопросах безопасности движения флота, планировании постановки судов к причалам и так далее. У Минтранса тоже должны быть отобраны функции управления государственными портами – не может министерство беспристрастно и объективно регулировать частные терминалы, если его благополучие зависит только от госпредприятий. Пока оно ими управляет, то не будет любить частные компании. Если не провести такую реформу в сфере морского транспорта, то конфликты между госчиновниками и частниками, подобные нашему, будут возникать постоянно.
Источник: http://pravda.tis.ua/pravda/ | |
Просмотров: 781 | | |
Всего комментариев: 0 | |