Главная » Статьи » ПРОГНОЗЫ

Эмбарго на нефть из РФ бьет и по Украине: в декабре может повториться острый дефицит бензина и ДТ

Уже несколько недель на украинском топливном рынке происходят задержки с поставками нефтепродуктов из-за рубежа. Вследствие этого в декабре, считают некоторые из экспертов, на АЗС может возникнуть сравнимый с апрельским дефицит бензина и дизеля, а также возрастут цены на эти виды топлива.

На этом фоне Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) выступил с предложением вернуть государственный контроль над рынком светлых нефтепродуктов. В АМКУ указали, что на данный момент власти не имеют достоверных данных об объеме запасов горючего в стране, что лишает госорганы возможности как прогнозировать нехватку топлива, так и предотвращать ее.

Предложение АМКУ обязать операторов восстановить подачу данных об их фактических остатках топлива показалось некоторым из экспертов несвоевременным в условиях войны. При этом один из собеседников UBR.ua выразил убеждение, что антимонопольщики должны принять те или иные меры воздействия на участников рынка, с чем и так чрезмерно затянули.

Из-за эмбарго на российскую нефть в ЕС не хватает свободного топлива

Эксперты выделяют несколько причин снижения объема поставок с направлений, куда переориентировались украинские трейдеры после начала войны.

Как 28 ноября написал у себя в Facebook гендиректор группы компаний Prime (сеть АЗС, логистические услуги) Дмитрий Леушкин, Польша "стала сухой, неудобной и дорогой". "Пересохли" и морские поставки через дунайские порты, которые, отмечает Леушкин, "разрядили предыдущий кризис" весной.

Как объяснял директор “Консалтинговой группы А-95"Сергей Куюн, проблемы с морскими поставками возникли из-за погодных условий – навигация в Румынии и Болгарии была остановлена на 7-10 дней из-за шторма и плохой видимости, что привело к задержке законтрактованных грузов, писал эксперт 29 ноября.

По его данным, проблемы с наличием ресурса в Польше и поставками морем сохраняются и по состоянию на 4 декабря. При этом, помимо обусловленных плохой погодой задержек с ходом топливных танкеров, усугубляет ситуацию с морскими поставками ремонт резервуаров в порту Констанца.

Также предложение топлива в Европе становится ограниченным ввиду проблем с работой сразу нескольких нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), принадлежащих российскому "Лукойлу". НПЗ ISAB на Сицилии по решению итальянского правительства был передан во временное государственное управление. Как пишет Куюн, слухи идут вокруг возможного закрытия НПЗ "Петротел" по причине санкций. Неопределенность сохраняется и относительно дальнейшей работы Бургасского нефтехимического комбината в Болгарии.

В целом именно распространение европейских санкций на российскую нефть и вызванная этим необходимость замещать ее другим сырьем – стало главной причиной отсутствия дополнительного предложения топлива в ЕС. Хотя нефтяное эмбарго на морские перевозки из РФ начинает действовать только с 5 декабря, но последствия этого решения рынок начал ощущать уже в конце ноября.

Как отмечал гендиректор Prime Леушкин, проходящий сейчас процесс переориентации европейского рынка на другие источники поставок нефти привел к сбоям логистических цепочек. Дополнительный ресурс топлива, который могли бы купить украинские трейдеры, в Европе если и находится, то существенно более дорогой – премия поставщиков на тонне составляет от $150, что в полтора раза выше, чем было в октябре, указывал эксперт.

Нефтяное эмбарго в большей степени ограничивает предложение дизельного топлива, отмечает Куюн. Сорта нефти, которыми замещают российскую, в основном более легкие, что приводит к уменьшению отбора средних дистиллятов (дизеля и авиационного топлива), зато позволяет увеличить выпуск бензина, добавил директор "А-95".

По его словам, все это привело к удорожанию доставки топлива как морем, так и по суше – премии международных трейдеров за транспортировку за последние несколько недель выросли на 70-80 $/т, или на 3 грн/л.

Даже без учета роста цены, как уже указывалось выше, сама возможность закупки топлив ограничивается по причине отсутствия ресурса в Польше и перебоев с морскими поставками из дунайских портов. Все это увеличило загрузку автомобильных маршрутов на румынско-болгарском направлении, к чему оказались не готовы как местные поставщики ("наши партнеры в тех странах просто не готовы такой объем перелопатить", писал Леушкин), так и пограничные пункты.

В частности, как отмечал Сергей Куюн, из-за блэкаутов таможня работает с перерывами, а на границе "стоят тысячи машин с разнообразными грузами". Задержки с проходом границы для бензовозов, указал нам эксперт рынка нефтепродуктов Леонид Косянчук, также не устранены до сих пор.

"Ресурса, особенно дизеля, становится все меньше. Поэтому потоки сместились на румынскую границу, где в результате образовались очереди. Насколько я знаю, ни местные власти, ни наши не занимаются этой проблемой", – сказал Косянчук.

Мертвый сезон сорвали генераторы. Вырастут ли цены и будет ли дефицит на АЗС в декабре  

По состоянию на пятницу, 2 декабря, средняя по Украине цена бензина А-92 почти достигала 51 грн/л, ДТ – 55 грн/л, свидетельствуют данные “Консалтинговой группы А-95". Стоимость бензина и дизеля за последние две недели выросла на 2 грн/л, указывал в эфире национального телемарафона Сергей Куюн.

Цены на топливо в рознице снова вырастут на "определенный процент" уже в ближайшее время из-за премий европейских трейдеров в 160-180 $/т, сказал нам Леонид Косянчук. Сегодняшняя цена бензина и дизеля в значительной степени формируется за счет имеющихся у операторов запасов горючего, уточнил он.

Сергей Куюн сказал в эфире телемарафона, что не ожидает "трагического" роста цен в дальнейшем, однако считает возможными колебания в пределах 2-3 грн в период турбулентности на мировом рынке. Период турбулентности, полагает Куюн, продлится 2-3 месяца, пока европейский рынок не адаптируется к эмбарго на нефть из РФ. Следующей после введения эмбарго на нефть точкой адаптации рынка ЕС будет введение эмбарго на российские нефтепродукты 5 февраля.

Вместе с тем из-за суммы негативных факторов ряд экспертов ожидают возникновения дефицита на АЗС уже в декабре. На перебои с поставками накладывается рост спроса на топливо для работы автономных генераторов электричества, вызванный отключениями централизованного электроснабжения. К росту спроса из-за этого фактора операторы готовы не были – в том числе потому, что обычно с начала осени в Украине наступает "мертвый сезон" потребления топлива, указывает Косянчук.

"Приобретение топлива [для генераторов] впрок вряд ли высушит рынок, но, если сравнивать с декабрем прошлого года, потребление возрастет", – констатировал Косянчук.

Большинство экспертов полагают, что сравнимого с весенним дефицита топлива на АЗС все же не будет. Дмитрий Леушкин прогнозировал, что на некоторых АЗС в декабре "уже неплохо, если будет хоть один вид топлива", а "очереди вернутся, пусть и не такие, как были, но будут больше обычного".

По мнению директора спецпрограмм НТЦ "Психея" Геннадия Рябцева, топливный дефицит в декабре может возрасти до весенних масштабов. Во многом, считает эксперт, сама его возможность обусловлена бездействием властей.

АМКУ предлагает государству вновь контролировать АЗС

На фоне возобновившегося напряжения на рынке топлива Антимонопольный комитет призвал правительство вернуть госконтроль над сектором. Соответствующее предложение антимонопольщики опубликовали вместе с предварительными выводами исследования о причинах дефицита на рынке весной 2022 года.

В АМКУ подчеркнули, что досрочно опубликовать выводы незавершенного исследования их вынудил именно нынешний рост спроса, который может "в любой момент привести к повторению ситуации апреля-мая 2022 года".

Главный вывод, сделанный АМКУ, состоит в невозможности определить реальный баланс предложения и потребления топлива на рынке из-за отсутствия соответствующих данных. Там пояснили, что с 2020 года ни на один госорган не возложены обязанности по сбору такой информации.

Единственным источником данных об объеме продаж светлых нефтепродуктов является Система электронного администрирования реализации горючего и спирта этилового (СЭА РГСЭ). В этой системе должны храниться сведения обо всех операциях с топливом (импорта, производства, реализации оптом и в рознице), а также данные об остатках горючего на акцизных складах.

Тем не менее информация СЭА является неполной. Причина этого в том, что отдельные компании перестали подавать электронные отчеты на основании принятого в марте закона, который на период военного положения отменил ответственность за непредоставление данных об остатках топлива и его обороте с обязанностью эти данные предоставить максимум через 6 месяцев после отмены военного положения.

Так как отсутствие статистики не позволяет государству понимать баланс спроса и предложения, а также превентивно устранять риски дефицита, в АМКУ предложили восстановить обязанность подачи операторами данных об остатках топлива на складах и его обороте.

Часть экспертов считают это предложение крайне несвоевременным с точки зрения безопасности. Леонид Косянчук поясняет, что нет гарантии, что передаваемые данные об остатках топлива не попадут к россиянам, после чего склады, где хранится топливо, не подвергнутся ракетным ударам.

"Информация о том, где находятся энергоресурсы, должна быть тайной – и точно не должна собираться в одном месте", – полагает Косянчук.

Нет контрактов

В то же время эксперт НТЦ "Психея" Рябцев считает, что ничего не мешает обеспечить сохранность данных об остатках горючего. Более того, в военное время над топливным рынком должен осуществляться усиленный контроль, так как в это время "отдельные дельцы могут получать необоснованные сверхприбыли, вводя в заблуждение государство и общество относительно запасов топлива", сказал Рябцев.

"Я считаю, что снятие любого контроля над топливным рынком было ошибкой – при этом именно АМКУ и стал инициатором прекращения исследований в этой сфере до окончания войны. В результате сейчас украинские операторы АЗС получают доходы, сравнимые с доходами от наркотиков или торговли людьми", – сделал оценку Рябцев.

Единственным контрольным мероприятием, которое еще действует для операторов АЗС, является заблаговременное декларирование изменений розничных цен в случае их повышения на 5% или более. Однако, констатируют в АМКУ, фактически это требование не исполняется крупнейшими сетями, несмотря на штрафы, накладываемые Госпотребслужбой.

Как объясняет Леонид Косянчук, требование декларировать розничные цены не исполняется, так как сделать это в условиях быстро меняющейся ситуации на международных рынках крайне сложно.

По мнению экспертов, для предотвращения дефицита властям следовало бы предпринять меры, прямо направленные на насыщение рынка. Косянчук полагает, что государственные компании – структуры НАК "Нафтогаз Украины" и "Укрзализныця" – могли бы закупать и хранить ресурс в Европе, а в случае необходимости проводить "топливные интервенции", продавая горючее в Украину.

Геннадий Рябцев считает, что контрольные мероприятия, в частности передача государству данных о запасах горючего на складах в Украине, должны применяться, хотя в целом, убежден он, власти обладают достаточными сведениями об объемах ввозимого на территорию страны ресурса.

В то же время первопричиной дефицита эксперт называет отсутствие у украинских трейдеров среднесрочных и долгосрочных контрактов с западными контрагентами. Он уверен, что в условиях войны власти должны обязать операторов подписывать долгосрочные контракты и жестко наказывать за несоблюдение данной обязанности.

"Украинские трейдеры, видимо, полагали, что в Европе хватит топлива на свободном рынке даже после установления ЕС эмбарго на российскую нефть. Однако обратное можно было спрогнозировать заранее и заключить с трейдерами долгосрочные соглашения на поставку топлива. Этого в очередной раз сделано не было", – указал Рябцев.



Источник: https://ubr.ua/market/transport/embargo-na-neft-iz-rf-bet-i-po-ukraine-v-dekabre-mozhet-povtoritsya-ostryj-defitsit-benz
Категория: ПРОГНОЗЫ | Добавил: admins_1 (2022-12-08) | Автор: Дмитрий КРУГЛИКОВ
Просмотров: 84 | Теги: Россия, бензин, санкции, А-95, Украина | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]