Простой болгарского парома в Ильичевском порту – ситуация искусственно созданная пароходством «Болгарский морской флот» с целью инициировать смену собственника паромов .
Как сообщал УНИАН, 2 июня, руководитель направлений паромных перевозок Болгарского морского флота Иван ВЫЛЧЕВ заявил о нарушении Украиной межправительственного соглашения между Болгарией, Грузией и Украиной о совместной эксплуатации железнодорожной паромной переправы Варна – Поти/Батуми – Ильичевск. Поводом для такого заявления послужило то, что с 8 мая т.г. в Ильичевском порту простаивает болгарский паром «Герои Севастополя», который должен был 9 мая по согласованному графику пойти на порт Поти. «Этот паром на сегодня еще стоит в порту Ильичевск и не обрабатывается портом и украинской железной дорогой. Это является грубым нарушением графика», – заявил И.ВЫЛЧЕВ, добавив, что никто не объясняет болгарской стороне причин задержки.
В комментарии УНИАН министр транспорта и связи Украины Иосиф ВИНСКИЙ сообщил, что проблема с задержкой болгарского парома «Герои Севастополя» в Ильичевском порту вызвана реорганизацией пароходства «Болгарский морской флот», которому принадлежат паромы.
При этом он опроверг обвинения болгарской стороны в нарушении Украиной межправительственного соглашения между Болгарией, Грузией и Украиной о совместной эксплуатации железнодорожной паромной переправы между портами Варна (Болгария), Поти/Батуми (Грузия) и Ильичевск (Украина).
«Там нет никакого одностороннего нарушения, там есть проблема: они реорганизовали свою компанию, и эта компания, которой передали паромы, не является участником этого процесса (межправительственного соглашения – УНИАН)», – сказал он.
По словам министра, сейчас ведутся переговоры как с болгарской, так и с грузинской сторонами для урегулирования проблемы.
Вместе с тем, как уведомляет управление Одесской железной дороги, станция Ильичевск-паромная еще 18 мая подготовила к погрузке на паром «Герои Севастополя» 18 вагонов назначением на Варну, которые паром грузить отказался. На 2 июня количество простаивающих вагонов увеличилось до 35, а паром продолжает отказываться от погрузки.
Причины такого поведения болгарской стороны имеют целью инициировать смену собственника паромов «Герои Одессы» и «Герои Севастополя» - прокомментировали данную ситуацию в Ассоциации судовладельцев Украины.
– «Паромы, участвующие в выполнении межправительственных соглашений, это единственные суда, которые не были переданы новому собственнику пароходства «Болгарский морской флот» во время его приватизации в 2008 году, а выделены в отдельную государственную структуру,- говорит президент Ассоциации судовладельцев Украины Александр Курлянд . - При этом, как только Правительство Болгарии начало инициировать процедуру замены в соглашениях теперь уже частного пароходства «Болгарский морской флот» на нового болгарского государственного судовладельца – моментально возникли проблемы с эксплуатацией паромов. В прошлом году болгарское пароходство уже дважды денонсировало в одностороннем порядке все свои обязательства по соглашениям и останавливало работу болгарских паромов более чем на месяц. Обязательства и работа возобновлялись только после передачи паромов «Герои Одессы» и «Герои Севастополя» обратно под временное управление пароходству «Болгарский морской флот». Сейчас болгарское пароходство в очередной раз с 1 мая денонсировало документ, без которого работа болгарских паромов на линии между Украиной и Грузией невозможна, и просто прекратило работу на направлениях из Болгарии. Такие действия действительно нарушают межправительственное Соглашение и могут привести к его денонсации. Не исключаем, что и в этот раз кризисная ситуация создана искусственно, с целью лишить болгарские паромы статуса судов, участвующих в выполнении межправительственных соглашений, чтобы окончательно их приватизировать и вернуть в состав флота уже частного пароходства «Болгарский морской флот». Возмущает, что свои внутренние споры и дележ имущества болгарская сторона осуществляет под шумок, поднятый якобы имеющим место нарушением межправительственного Соглашения со стороны Украины.
Наверное, для Украины, чтобы больше не попадать в такую ситуацию и не зависеть от процессов, происходящих между болгарскими компаниями, было бы целесообразным действительно денонсировать трехстороннее соглашение о совместной эксплуатации паромных переправ. Тем более, что грузопотоки с болгарской стороны уверенно приближаются к нулю. А взаимовыгодное сотрудничество, о чем все время говорит болгарская сторона, можно и нужно продолжать, но в рамках двусторонних украинско-болгарских и украинско-грузинских договоренностей, не допускающих подобного вмешательства третьих сторон.
Автор:Александр ФЕДОРОВ, пресс-секретарь Ассоциации судовладельцев Украины