Администрация морских портов Украины (АМПУ) выступает за сохранение практики предоставления лоцманских услуг исключительно государственными компаниями. Это гарантирует безопасность судоходства, сохранение человеческих жизнейи здоровья, а также соблюдение экологических норм — функций, возложенных на государство в соответствии с международнымзаконодательством.
«Сегодня единственным государственным предприятием, осуществляющим безопасную проводку судов в портах, является филиалАМПУ — «Дельта Лоцман». Также подразделение имеет центр обучения, специализирующийся на подготовке и повышенииквалификации морских лоцманов. Имеющиеся технические и человеческие «мощности» делают предприятие уникальным в своемроде. Кроме того, мы будем увеличивать его потенциал путем обновления лоцманского флота», — заявил руководитель АМПУ Райвис Вецкаганс.
Согласно действующему национальному законодательству и нормативно-правовым документам, предоставление лоцманских услуг отнесено к сфере естественных монополий. Естественным монополистом в сфере предоставления лоцманских услуг определено ГП «АМПУ», которое по представлению Мининфраструктуры включено Антимонопольным комитетом в Сводный перечень субъектов естественных монополий.
Этот подход коррелирует с европейской практикой. Весной этого года вступило в силу решение Европарламента, которым отрасль выполнения лоцманских проводок утверждена локально регулируемым видом деятельности и должна быть освобождена от принциповсвободной рыночной экономики и конкуренции.
Таким образом, демонополизация этой сферы может не только нанести большой вред и поставить под угрозу национальнуюи экономическую безопасность государства, но и прямо противоречит нормам украинского и европейского законодательства.
«Это направление должно быть централизованным и оставаться в ведении госкомпании. Частные игроки будут ориентироваться на получение прибыли и иметь интерес только к крупным портам. У АМПУ нет никаких преференций в разрезепортов или операторов и Администрация обеспечивает одинаково высокое качество лоцманских услуг во всех гаванях», — отметил Райвис Вецкаганс.
Что касается сферы квалификационной подготовки морских лоцманов, то выполнение соответствующих функций также возложенона филиал «Дельта-Лоцман» (приказ Министерства транспорта Украины от 23.10.2000 № 587). На сегодняшний день общий состав морских лоцманов насчитывает порядка 170 человек. Ориентировочная численность лиц, проходящих подготовку, составляет 10–15,а переподготовку — 60 человек в год. Учитывая это, сложно говорить о существовании отдельного «рынка услуг», который требует конкуренции.
Вопрос квалификационной подготовки морских лоцманов и их профессиональной деятельности на рынке услуг лоцманской проводки судов обсуждался в ходе рабочей встречи в Антимонопольном комитете Украины 27 июля 2017 года. Исследование со стороны АМКУ продолжается, но высказанная позиция АМПУ четкая и неизменная — лоцманские услуги должны предоставляться государством, как это и прописано в законодательстве.
Источник: http://www.uspa.gov.ua/ru/press-tsentr/novosti/novosti-ampu/15561-lotsmanskie-uslugi-dolzhny-predostavlyatsya-isklyuchitelno-gosudarstvennymi-kompaniyami-ampu
|