12:31 СРЕДСТВА ДЛЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПАРОМОВ «УКРЗАЛИЗНЫЦИ» ЕСТЬ! | |
Недоплата портовых сборов с болгарских паромов «Герои Одессы», «Герои Севастополя» за заходы в порт Ильичевск в 2015-2016 годах составляет около 2 млн долларов. Недавно Войцех Бальчун, председатель правления «Укрзалызници», в рабочей поездке в Черноморский (Ильичевский) морской торговый порт изучал ситуацию с морскими железнодорожными паромами «Герои Шипки» и Герои «Плевны». Эта проблема уже давно в центре внимания Министерства инфраструктуры Украины. И дело не только в том, что их простой в порту выливается в значительные суммы железнодорожникам, на балансе которых находятся эти суда. Внимание к двум паромам значительно возросло после запрета Российской Федерацией с 3 июля с. г. международных транзитных перевозок украинских грузов через российскую территорию в Казахстан и Кыргызстан. Это привело к тому, что грузопоток из Украины в страны Кавказа и Центральной Азии через паромную переправу Ильичевск – Поти\Батуми значительно увеличился и ситуация потребовала дополнительных паромов на грузинском направлении. Министр инфраструктуры Владимир Омелян, судя по сообщениям в СМИ и личным записям на собственной странице в сети Фейсбук, уже даже переговоры провел с двумя европейскими операторами для привлечения паромов на работу в Черное море. Естественно, что в этой ситуации в первую очередь хотелось бы задействовать украинский флот. Его работа на паромных линиях, в отличие от европейских компаний, – это рабочие места нашим морякам и отчисления в украинский бюджет, а не в бюджет иностранного государства. Насколько реальна ситуация по ремонту и созданию условий для эксплуатации паромов «Герои Шипки» и «Герои Плевны», которые морально и физически давно исчерпали свои транспортные возможности? Сейчас для того, чтобы их полностью восстановить, необходимо получение технических и разрешительных документов, проведение ремонтных работ, введение в эксплуатацию различного оборудования, обеспечивающего рабочее состояние паромов. Далее возникнет необходимость создания судоходной компании, набора персонала, создание для них соответствующих стимулов и т. д. По мнению многих специалистов морской отрасли, «овчинка не стоит выделки». Преклонный возраст паромов (почти 40 лет) потребует не только значительных средств на их капитальный ремонт, но и немалые затраты на текущее поддержание в рабочем состоянии. Как утверждают в судоходной компании «Укрферри», высокие затраты на постоянные ремонты и неэкономичность этих паромов в эксплуатации стали основной причиной убытков и отказа компании от их дальнейшей аренды. Несмотря на аргументы отечественных перевозчиков, в МИУ и «Укрзализныце» считают, что перспективы у старых паромов в руках железнодорожников есть. Войцех Бальчун после встречи с председателем ОГА Михеилом Саакашвили в порту Черноморска сообщил на своей странице в Фейсбук: «Сошлись во многих взглядах. На реформы в стране и в «Укрзализныце», в частности. Среди прочего, обсудили вопросы железнодорожного сообщения с Молдовой и «Нового Шелкового пути». Наши паромы могут стать действенным инструментом в развитии этого пути». Как видно, желание есть, остается решить многочисленные организационные вопросы и, самое главное, найти средства, необходимые для ремонта паромов. По оценкам специалистов, необходимо около 1,5-2 миллионов долларов, чтобы попытаться довести один из старых паромов до рабочего состояния. И забирать эти средства из бюджета железной дороги при ее сегодняшнем плачевном состоянии было бы крайне неразумным решением. Где же искать источники финансирования ремонта старых украинских паромов, простаивающих у причалов Ильичевского порта? А средства находятся буквально на соседнем причале. Недавно в Одесском Апелляционном суде слушалось дело о ненадлежащем исполнении своих должностных обязанностей сотрудниками службы капитана Черноморского (Ильичевского) морского порта, которые разрешали выход в рейс болгарских грузовых паромов с водителями автомашин на борту. Мотивировка, согласно которой предоставлялись такие разрешения: да, паромы грузовые, но водители, которых они перевозят, это не пассажиры (как следует из всех международных конвенций), а спецперсонал, который выполняет на болгарском пароме работы по погрузке/выгрузке машин, что указано в специальном разъяснении от Болгарской морской администрации. А раз это не пассажиры, то и нарушений никаких не было и грузовой болгарский паром никаких рейсов с пассажирами, которые необходимо запрещать, не производит. Логика, конечно, парадоксальная – так и любой пассажир автобуса или поезда может превратиться, например, в «спецперсонал» по переноске своего багажа. Но Одесский Апелляционный суд эти разъяснения принял. Впрочем, речь не о сути судебного спора, а об одном интересном факте, вытекающем из этого судебного рассмотрения: если болгарские паромы «Герои Одессы» и «Герои Севастополя» – это грузовые суда и никаких пассажиров они не возили и не возят (что доказывается в судебном порядке), значит и портовые сборы, и услуги в украинском порту они должны оплачивать как грузовые суда. Но действительность иная – оплату портовых сборов болгарские грузовые паромы производили и производят по льготным тарифам для пассажирских паромов. А значит, бюджет терял и теряет приличные суммы недоплат по портовым сборам. По некоторым оценкам, эти недоплаты пароходства «Болгарский морской флот», которому принадлежат паромы, только за последние два года составляют сумму около 2 миллионов долларов США. И эти деньги болгарскими паромами с лихвой заработаны от перевозок украинских грузов и «спецперсонала» с автотранспортом из Ильичевского порта. Источники подтвердили информацию, что соответствующие расчеты были произведены в Администрации морских портов Украины и в Министерство инфраструктуры был направлен соответствующий запрос. Также о данной ситуации был проинформирован и министр Владимир Омелян. А значит, если взыскать недоплаченные болгарским флотом портовые сборы, в бюджете появляется 2 миллиона долларов США дополнительных поступлений, которые могут быть использованы для ремонта и выхода на линию простаивающих украинских паромов. И нет необходимости вытягивать эти средства из бюджета железной дороги или обрезая социальные программы. Так что, если транспортные руководители, министр Владимир Омелян, глава «Укрзализныци» Войцех Балчун напишут вскоре в сети Фейсбук о проявленной последовательности и примут соответствующие меры к доначислению и взысканию недополученных портовых сборов, украинские паромы получат реальную возможность для быстрого ремонта и выхода в рейс. Ну а если задействовать украинские паромы, суммарные транспортные возможности «Укрзализныци» и «Укрферри» позволят полностью обеспечить потребности в паромных перевозках и украинского экспорта, и развития «Нового Шелкового пути», без дополнительных мощностей европейских операторов и зависимости от иностранных перевозчиков. Вопрос лишь в том, хватит ли у нового руководства транспортной отрасли силы воли для того, чтобы разрушить старые схемы и добиться реальных действий в национальных интересах. А если нет, вряд ли стоит после этого в социальных сетях раздавать новые обещания, сетовать на коррупцию и жаловаться на отсутствие средств для развития. Автор: Анатолий Венгрук Источник: «МОРЯК УКРАИНЫ», № 33 от 24.08.2016-го | |
|
Всего комментариев: 0 | |