12:09 В США не шутили про «аграрную супердержаву»: обзор инфраструктуры Украины | |
В СШЕ не шутили про «Аграрную супердержаву», делает вывод ИА REGNUM в совеем еженедельном обзоре главных новостей инфраструктуры Украины. Один из крупнейших портовых операторов в мире Hutchinson Ports, как ожидается, начнёт работу на Украине с середины 2017 года. МТП «Черноморск» (Одесская область) в июне-июле собирается провести конкурс на аренду части мощности порта. Владимир Омелян уже сейчас выразил надежду на то, что Hutchinson Ports будет победителем в этом конкурсе. Проще говоря, конкурс проводится специально под компанию, приход которой на украинский рынок был согласован в министерстве ещё в декабре прошлого года. Теперь главное, чтобы конфликтного министра не уволили раньше даты конкурса: новый глава министерства, скорее всего, будет иметь своё видение того, кого допускать к работе в украинских портах. Тем более что борьба за порты и, одновременно, против министра, уже ведётся. В конце января Омелян лишился своего зама — Дмитрия Роменского, причём распоряжение об увольнении инициировал лично премьер-министр Владимир Гройсман. Как утверждают украинские СМИ, «вина» экс-зама Омеляна была в том, что он лоббировал назначения на посты руководителей портов Украины менеджеров, лояльных олигарху Ринату Ахметову. Речь, к примеру, о назначении директором МТП «Южный» Виталия Жуковского — Ахметов не первый год мечтает получить «Южный» под свой контроль. Согласно оперативной информации Администрации морских портов Украины, грузооборот в морских портах по итогам января 2017 года составил 10 млн тонн (+14,6% к аналогичному периоду 2016 года). Рост достигнут за счёт экспорта — 8,094 млн тонн (+30,3%) и контейнеров — 48,911 тыс TEU (+30.5%)/ Тогда как импорт и транзит снизились: импорт — до 1,423 млн тонн (-9%), транзит — до 0,475 млн тонн (-50%). Выправить ситуацию хотя бы с транзитом, вероятно, сможет новая инициатива министерства инфраструктуры. Во время встречи с представителями EBA Омелян заявил о том, что до апреля текущего года будет принято решение о снижении портовых сборов: «Я ожидаю, что, скорее всего, мы пойдем на снижение сборов в два этапа: 30%, затем еще 30%. Я думаю, что оно точно будет принято до апреля — с четким пониманием этапности этого снижения: или мы это делаем однократно, или мы это делаем в два этапа. Но до апреля это решение будет принято стопроцентно». Согласно подсчётам ИАЦ BlackSeaTrans, мощности терминалов по обработке хлебных грузов в украинских морских портах к концу 2016 года достигли 66 млн тонн в год, Т. е. теоретически их хватит на то, чтобы вывезти весь урожай 2016 года — если поставить такую цель. При этом, как отмечает президент Украинской зерновой ассоциации Владимир Клименко, большая часть этих мощностей (50 млн тонн) введена в строй за последние 10 лет, а 9 млн тонн — за прошлый год. Указанная цифра более чем на треть превышает экспортные возможности Украины (40 млн тонн в 2015/2016 м.г.), однако компании совсем не собираются останавливаться на достигнутом. Более того, Украина переживает бум строительства зерновых терминалов в портах. Согласно данным портала fakty.ictv.ua, к 2020 году мощности зерновых терминалов вырастут ещё на 32,5 млн тонн. Из их 14 млн тонн в МТП «Черноморск», куда так стремится зайти Hutchinson Ports (и теперь понятно, почему), 12,5 млн тонн — в МТП «Южный» (и теперь понятно, почему премьер-министр Украины так огорчается, когда назначение директора этого порта не согласовывают с ним), 6 млн тонн — МТП Одессы. Таким образом, общая мощность зерновых терминалов на Украине через 4 года вплотную приблизится к 100 млн тонн. Такая динамика даёт пищу для размышлений. В частности взятые темпы свидетельствуют, что земельная реформа на Украине всё-таки будет проведена в ближайшие 2 года — нет смысла наращивать портовые мощности такими темпами, если их не планируется использовать. И использовать их в таком количестве можно только радикально увеличив урожайность — как минимум до 100 млн тонн зерновых в год, из которых 80 пойдёт на экспорт. Однако для этого земля должна стать товаром, чтобы агрохолдинги получили возможность привлекать под неё кредиты и интенсифицировать производство зерна. Разговоры об этом ведутся на Украине последние лет 15, однако именно строительство портовых терминалов говорит о том, что от слов, наконец, решили переходить к делу. «Украина — один из крупнейших производителей сельхозпродукции в мире, но она должна стать сельскохозяйственной сверхдержавой», — сказал на тот момент посол США на Украине Джеффри Пайетт год назад во время церемонии подписания соглашения об инвестировании компанией Cargill 100 миллионов долларов в зерновой терминал в порту «Южный». Похоже, посол тогда ничуть не шутил. Источник: http://portnews.ru/digest/18445/ | |
|
Всего комментариев: 0 | |